Почему Екатерину II признали воплощением бодхисаттвы, петербуржцы узнают во время празднования признания буддизма в России
Завтра на портале Президентской библиотеки северной столицы состоится видеолекторий «Хамбо-лама Итигэлов. Служение миру».
Лекция пройдет в рамках мероприятий, которые приурочены к 280-летнему юбилею признания буддизма в Российской Империи. Лекцию о выдающемся духовном лидере буддизма Пандито Хамбо-ламе Итигэлове прочитает директор института его имени – Янжима Васильева. Интересно, что она внучатая племянница знаменитого ламы.
Явление нетронутого тлением тела Итигэлова, умершего в 1927 году, в 2002 году стало откровением для буддийского мира. Лекция Васильевой будет касаться в том числе и этого события. Кроме того, она расскажет про жизненный путь своего знаменитого родственника, его духовную и общественную деятельность.
В нашей стране буддизм издавна имеет статус традиционной религии. Этому он обязан трем регионам – Калмыкии, Бурятии и Тыве, где является преобладающим вероисповедованием для населения.
После того, как эти регионы вошли в состав Российской Империи, встал вопрос об официальном статусе буддизма. Оформлялся он несколькими документами, изданными разными монархами.
- Наиболее значительную роль сыграл указ императрицы Елизаветы Петровны 1741 года о признании «ламайского духовенства», учреждении штатного расписания служителей дацанов и приведения лам к верноподданической присяге, - рассказал в беседе с ИА FederalCity буддийский монах из Петербурга Панньяавудхо Топпер тхера. – Именно эта дата отмечается в качестве даты официального признания буддизма в России. Небезынтересно отметить, что оригинал этого императорского указа современные исследователи в подлиннике найти так и не смогли, и известен он только из косвенных источников. Наиболее вероятным автором документа считают не императрицу, а генерал-губернатора Иркутской губернии Лоренца Ланга.
Если с указом 1741 года все не столь уж ясно, то указ Екатерины II от 1764 года, учредивший пост Пандито-хамбо-ламы – главного ламы всех буддистов Восточной Сибири и Забайкальского края, не подвергается сомнению. Этот указ фактически легитимизировал буддизм в качестве одной из традиционных религий России.
Манифест Павла I 1797 года и указ Александра I 1822 года вновь подтвердили разрешение свободного исповедания и проповеди буддизма в Восточной Сибири и Забайкалье.
- Российская политика веротерпимости в этом смысле сильно опередила время и позволила создать по-настоящему многонациональную империю, - говорит Топпер. – В знак благодарности бурятские ламы признали Екатерину Великую воплощением бодхисаттвы (просветленного существа) Белой Тары на Земле. Данное отношение к верховной власти по традиции распространяется и на ныне действующих президентов России.
Что касается утверждения, что буддизм в России в основном этнический, то есть, в массе его исповедуют представители трех монгольских и тюркских (тувинцы) народов, Топпер не считает, что к этой религии есть некая «этническая предрасположенность».
- Насчет калмыков, бурят, монголов, - видимо, они потому стали буддистами, что до того были тенгрианцами и шаманистами, - рассуждает он. – Ну, и родственны по образу жизни тибетцам, от которых получили Дхамму (буддийское вероучение. – ИА FederalCity). Тут, видимо, в первую очередь историческая и экономическая – земледельческая причины. Мировые религии лучше всего принимались в период формирования национального государства и национального самосознания. Примерно, как на Руси с момента объединения племен князем Владимиром. Кроме того, страны рисового земледелия лучше принимали буддизм, нежели ржаного и пшеничного.