Опубликовано новое расследование ДЭГ в Москве
В Москве оппозиционные кандидаты потеряли не менее 250 тысяч голосов при электронном голосовании на выборах в Государственную Думу. К такому выводу пришла группа расследователей во главе с кандидатом физико-математических наук, научным сотрудником МГУ и главой муниципального округа Раменки Максимом Гонгальским.
Расследование опубликовала "Новая газета". Помимо Гонгальского в расследовании участвовала экс-кандидат на выборах в Государственную Думу Анастасия Брюханова, программист чат-ботов Илья Снимщиков и научный сотрудник Center for Soft and Living Matter Ярослав Соболев.
Каждый бюллетень из публичной базы содержит информацию не только о кандидате, за которого отдан голос, но и о времени голосования, благодаря чему авторы расследования и смогли составить точные графики хода голосования и выявить аномалии. Авторы также подчеркивают, что все выводы сделаны ими на основе статистического анализа и математических моделей. Они считают, что при голосовании были именно "вбросы" – добавление записей, а не их удаление или изменение. Утверждать так позволяет тот факт, что из блокчейна "вытащить" бюллетень (запись о голосовании) невозможно, можно лишь добавить новые.
По мнению авторов расследования, при переголосовании кандидаты от оппозиции по одномандатным округам Москвы лишились около 133 тысяч голосов, кандидаты по спискам партий – примерно 147 тысяч голосов. Около 10% случаев переголосования могли быть действительно исправлением избирателями своих ошибок.
В Общественном штабе по наблюдению за выборами. Источник: mos.ru
В ходе изучения хода электронного голосования авторы расследования установили, что все оппозиционные кандидаты потеряли примерно одинаковое количество голосов – 10–13 процентов. А избиратели, голосовавшие за кандидатов из "списка Собянина", пользовались возможностью переголосовать реже, хотя именно для них, по словам руководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами Алексея Венедиктов, и была введена опция переголосвания.
Расследователи также пришли к выводу, что в каждом избирательном округе Москвы оппозиционные кандидаты потеряли 8-10 тысяч голосов. Столько голосов перешло провластным кандидатам, из-за чего процент переголований уменьшился с 11 до 7 процентов.
Также авторы расследования установили, что процент голосующих за каждого из популярных кандидатов изменялся без резких колебаний. Но утром в воскресенье 19 сентября за Олега Леонова (из "списка Собянина") голоса отдали в полтора раза больше избирателей за единицу времени, чем обычно. В 14:30 голосование за Леонова резко снизилось до обычного значения.
Алексей Венедиктов. Источник: https://opmoscow.ru
Такая же структура голосования установлена во всех 15 одномандатных округах Москве, в голосовании за списки и на довыборах в Мосгордуму.
Созданные на основе открытых данных графики голосования продемонстрировали, что утром 19 сентября за несколько минут поддержка кандидатов от партии "Единая Россия" возросла на 50%, а в 12.20–13.00 произошел временное снижение поддержки ЕР до средних значений.
Авторы расследования приходят к выводу, что такая структура голосования может быть объяснена только организованным вмешательством в базу данных.
"Живые люди, действующие независимым друг от друга образом, так себя не ведут", – заключают авторы расследования.
Расследователи также приходят к выводу, что переголосование не защитило от произвола, а создало его. Они предполагают, что помимо публичного блокчейна существовал еще и "тайный" блокчейн, неподконтрольный избирательной комиссии, а подконтрольный только Департаменту информационных технологий (ДИТ) Москвы. И процедура отделения голосов, которые оказались ошибочными и вместо которых избиратели подали новые голоса – переголосовали – полностью закрыта от общественности и производилась ДИТ Москвы, а не избирательной комиссией.
Между тем, техническая группа не смогла подтвердить выдвинутые версии о возможных нарушениях в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), сообщает сайт Общественной палаты Москвы.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что члены УИК ДЭГ Анна Лобонок, Николай Колосов и Илья Сухоруков в открытом обращении к Алексею Венедиктову призвали отменить результаты ДЭГ в Москве.