Что на самом деле стоит за экстренным бегством войск США из Афганистана?
Накладно было объявлено о выводе американского воинского контингента из Афганистана, который ознаменовал завершение 20 летней войны США с афганской оппозицией — режимом, установленным США.
Президент страны эмигрировал, правительственные войска сдали последний оплот сопротивления талибам* — Пенджаб. Административные круги США признали спешный вывод американских войск из Афганистана позорным поражением, беспрецедентным с времен окончания Вьетнамской войны.
Европейские политики также подвергли действия Байдена критике. Конкуренты-республиканцы говорили также об огромных технических потерях в виде оставленного на сумму около $90 млрд оружия.
Кроме того, называлась цифра свыше миллиарда — затраты на афганскую кампанию. Признание поражения, вынужденного характера капитуляции перед международным террористами, талибами — ситуация необычная для США, вызывает озабоченность, порождает вопросы:
► Что побудило американцев в экстренном порядке осуществить вывод войск; ведь была возможность сделать это неспешно, в течение, скажем, полугода?
► Почему эвакуация проходила в таком авральном порядке с нагнетанием психоза, не солидного для ведущей мировой державы?
► Почему было оставлено такое большое количество оружия, хотя можно было его вывезти или уничтожить в течение всего нескольких дней. Заверение военных, что оружие серьезно повреждено, не внушает доверия — не было указано, какое оборудование и насколько повреждено, какое не подлежит ремонту, восстановлению.
► При указании финансовых потерь неизвестно, какая политическая, экономическая выгода получена от оккупации Афганистана, в т. ч. доходы от продажи наркотиков, обороты которых возросли на порядок (нам ведь хорошо известен прагматический характер американцев).
В результате создается впечатление, что психоз, аврал с выводом войск, возможно, инсценирован с целью оправдать оставленное оружие.
По существу, США под прикрытием спешного отступления вооружили отряды международных террористов. Встает вопрос — для чего или против кого.
Известно, что террористы — ненадежные союзники, нередко меняют свои планы и приоритеты. Значит, американцы уверены, что их интересы не пострадают, что в итоге они смогут использовать талибов в своих целях. В этой связи посмотрим, что представляют собой афганцы как народ и новая власть в Афганистане:
♦ От 1/3 до половины взрослого населения в течение 20 лет принимали участие в военных действиях, имеют боевой опыт использования оружия;
♦ Экономика: гражданские отрасли, промышленные предприятия, система профессионального образования разрушены 20-летней войной.
Поэтому Афганистан остается одной из наименее развитых, самых бедных стран мира, с ВВП на душу населения в 509 долл. (2020). На 2017 год минимальный размер оплаты труда составил 72 доллара США.
Уровень безработицы составляет 23,9%, а около 54,5% населения живёт за чертой бедности, многие безработные присоединяются к финансируемым из-за рубежа группировкам боевиков или к миру преступности, особенно в качестве контрабандистов. Страна импортирует товаров на сумму более 6 миллиардов долларов, но экспортирует только почти на 1 миллиард долларов.
ВВП страны, по официальным данным, на 27% обеспечивает сельское хозяйство, на 12,5% — промышленность и на 56% — сфера услуг, его объем составлял в 2021 году менее 20 млрд долл.
Пахотные земли в Афганистане отводят преимущественно под зерновые культуры — пшеницу, кукурузу, рис и ячмень. Среди других возделываемых культур — сахарная свёкла, хлопчатник, масличные и сахарный тростник. В садах выращивают всевозможные плодовые культуры — абрикосы, персики, груши, сливы, вишню, гранаты и цитрусовые.
Основная статья доходов — наркотики. В 2000 году на долю Афганистана пришлось 70% мирового производства опия. С 2003 г. Афганистан является мировым монополистом по производству героина.
Выращиванием опийного мака занимаются не менее 3 миллионов человек при населении 37,6 млн чел.
По данным экспертов УНП ООН, в 2004 году прибыль от продажи опиатов составила 2,8 миллиарда долларов США, что составило 60% ВВП Афганистана. По оценкам специалистов, на 2019 год доля Афганистана на мировом рынке героина составляла 92%, и присутствие американцев в Афганистане только увеличило криминальную составляющую наркобизнеса.
Основные статьи экспорта — героин, природный газ и сухофрукты, а также ковры, свежие фрукты, шерсть, хлопок и каракуль. Страна вынуждена импортировать продовольствие и широкий спектр промышленных товаров, включая автомашины, нефтепродукты и ткани.
Перспективы добычи полезных ископаемых в Афганистане затруднены отсутствием необходимой для этого транспортной инфраструктуры.
После 20 лет войны фактически все отрасли промышленности были разрушены. Страна вынуждена импортировать продовольствие и широкий спектр промышленных товаров, включая автомашины, нефтепродукты и ткани.
Энергетика: Конечное потребление электроэнергии за 2018 год — 4740 млн кВт/ч, в том числе: промышленность — 992 млн кВт/ч, бытовые потребители — 2952 млн кВт/ч, сельское хозяйство —115 млн. кВт/ч.
Транспорт и связь: В стране проложено лишь 75 км железных дорог, очень мало пригодных для судоходства рек.
Сеть автомобильных дорог имеет протяжённость 21 000 км, из них 2800 км с твёрдым покрытием. Вследствие военных действий состояние этих дорог сильно ухудшилось, а дорожно-ремонтные работы почти не проводятся.
Зимой и весной некоторые дороги становятся непроезжими. Во многих районах люди передвигаются и перевозят грузы в основном на верблюдах и ослах.
Имеются международные аэропорты в Кабуле и Кандагаре и 44 аэродрома для обслуживания местных линий, причём только 14 из них с твёрдым покрытием. Действуют три вертолётных аэродрома.
Афганистан до последнего времени имел ограниченные торговые связи с другими государствами. Технологическое отставание страны колоссально, конструктивные силы республики пока не просматриваются.
♦ Отсюда вопрос: каков может быть источник существования новой афганской власти, если промышленность, дороги, инфраструктура, ирригационная система разрушены, значительная населения хорошо вооружена, обучена, имеет большой опыт военных действий и пока, кроме как воевать, ничего делать не умеет?
Можно предположить, что терроризм может на какое-то время стать экспортным товаром экстремистских групп республики, которым нужно лишь определиться с заказчиком и объектом.
Если, конечно, мировое сообщество не предпримет усилия по восстановлению разрушенных отраслей экономики, предоставив власти технологическое содействие, доступные кредиты.
♦ Поскольку гибридная война с Россией объявлена Западом «всерьез и надолго», нетрудно предположить, что объектом террористических проявлений талибов могут стать Россия, российские объекты, ее интересы в Средней Азии, ее союзники.
Способен ли мир поверить, что новая власть Афганистана способна вступить на путь созидания, покажет время, но наши «партнеры», по-видимому, не пожалеют средств, чтобы это произошло не так скоро.
И не будем забывать, что в свое время Афганистан был союзником Советской России, что все же лучше предпринять усилия по налаживанию конструктивного диалога с воинствующем соседом при сохранении бдительности.
Василий Титов, специально для «Русской Весны»
*Запрещенная в РФ террористическая организация