Государства ЕАЭС объединяют усилия по защите прав потребителей в электронной торговле
Мировая пандемия значительно повлияла на развитие онлайн-коммерции. Люди, желая дистанцироваться, стали больше покупать товаров через интернет-магазины. Это подтверждают те факты, что с начала распространения коронавирусной инфекции:
-
крупнейший маркетплейс «AliExpress Россия» втрое нарастил объём товарооборота,
-
онлайн-гипермаркет «Amazon» расширил штат сотрудников более, чем на 100 тысяч человек,
-
казахстанский Flip.kz на 25 % увеличил число рабочих мест.
Распространение новых штаммов коронавируса ещё больше усилило наметившуюся тенденцию.
В e-commerce назрела острая тема
Вместе с ростом объёма интернет-торговли у потребителей возник целый ряд серьёзных вопросов по защите их интересов в транснациональном масштабе, а не только в рамках одной страны.
В частности, это касается:
-
отказов интернет-магазинов в обмене или возврате приобретённого товара;
-
несоответствия продукции описанию, предоставленному продавцом;
-
отсутствия надлежащего качества у вещи в отношении к заявленным параметрам и характеристикам;
-
уплаты налогов и таможенных пошлин при возврате покупателем товара.
Клиенты, получающие посылку в Казахстане, России, Белоруссии или любом другом государстве Союза через международную площадку электронной торговли, хотят иметь нормативно-правовую поддержку для возможности практически отстаивать свои права в случае их нарушения. В связи с чем ЕЭК признала необходимость создания общих для всех стран-участниц ЕАЭС подходов к защите потребительских интересов.
Реализация принципов равной правовой защиты
В ЕЭК считают, что разработка совместных программ по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг — это эффективный инструмент защиты прав потребителей на рынке ЕАЭС. Среди главных задач выявляется выравнивание условий для внутренней и трансграничной онлайн-торговли для всех участников рыночного взаимодействия, как для коммерческих структур, так и для частных предпринимателей.
Международными экспертами признано, что для возможности свободной конкуренции и справедливого рыночного ценообразования должны быть установлены единые правила, а также определены и закреплены обязанности и ответственность продавцов. Коллегией ЕЭК проводятся консультации и прорабатывается документальная база:
-
по регулированию правоотношений в цифровом пространстве для создания комфортного потребительского климата;
-
по решению проблем, ставших актуальными в период пандемии для уязвимых категорий потребителей,
-
по внедрению механизмов устранения растущих рисков, связанных с расширением трансграничной торговли;
-
по обеспечению безопасности потребительских товаров.
Итогами проводимой работы станет совершенствование нормативного и технического обеспечения, а также создание единых стандартов для всех стран ЕАЭС.