Раскрытие тайны телефонных звонков и геолокации: новый закон и протесты
25 августа 2021 года координатор «главных добровольных спасателей» РФ Олег Леонов организовал акцию, выставив у здания МВД РФ на Житной улице в Москве автомобили с билбордами, на одном из которых значилось: «Закон о геолокации приняли, но до сих пор не работает».
Смысл акции в том, что, по мнению координатора так называемый Закон о геолокации, а в действительности изменения в закон «Об оперативно-разыскной деятельности» № 144 ФЗ от 12.08.1995 года (далее закон об ОРД), конкретно в ст. 8 указанного закона, якобы даёт право доступа волонтёрским организациям, в том числе добровольческим поисковым отрядам, группам и т. п. к отдельным результатам оперативно-разыскной деятельности, а именно к информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи.
Общественность, особенно «либеральная», как водится, возмутилась, обрадовалась и обозлилась на МВД РФ одновременно.
Ну то и «либеральная общественность». С них станется…
Но, как обычно бывает в таких случаях, никто — ну автору таких не попалось ни одного — не задал простой вопрос: а прав ли господин, товарищ Олег Леонов и представляемое им рекламно-поисковое добровольное сообщество в своих претензиях?
Напомним, что эти изменения в закон об ОРД были внесены и приняты по итогам встречи президента РФ с волонтёрами и поисковиками в июле 2017 года.
Тогда и было принято решение упростить доступ к подобной категории данных. Ну как «упростить»? Изменения всего лишь дали возможность органам, правомочным осуществлять оперативно-разыскную деятельность, затребовать и получать эти сведения по решению руководителя органа, осуществляющего ОРД, а не по постановлению суда.
При этом получать постановление суда по-прежнему необходимо. Только теперь это можно делать post factum (лат.) — после события.
В чем смысл? В том, что оперативным службам, получившим сообщение о пропаже человека, теперь не нужно тратить лишние несколько часов.
Очень драгоценных часов на соблюдение данной процедуры. Принцип прост — сначала ищем человека, потом оформляем бумаги.
Вернёмся к требованиям с билбордов. Требуя предоставления информации волонтёрам, при этом ссылаясь на поправки к закону об ОРД, уважаемый координатор и представляемое им сообщество, прямо говоря, вводит всех в заблуждение. Его требования незаконны и годны для организации провокаций в медленно кипящем российском обществе, а не для решения проблемы, которой… нет.
При этом задуманная и осуществленная провокация отлично разработана. И имеет далеко идущие планы.
Ну, смотрите. В случае если МВД РФ пойдёт на уступки и откроет информацию для «общественности», оно нарушит закон, начиная с Конституции РФ. Ведь личные данные и их тайна, а также свобода передвижения охраняются массивом российского законодательства. И снова пойдут разговоры, что «силовики» мало того, что «держат всех под колпаком», но и не обеспечивают сохранность вверенных им тайн человеческих.
Ну, а если не пойдёт… Тогда «бездушные в погонах» не дают реализовывать благородные порывы, что приведет к гибели людей. Ужас, ужас…
Проблема в том, что требования с билбордов невыполнимы! Точнее, невыполнимы законным путем!
И вот почему.
Конституция РФ среди прочих содержит ст. 23, в которой говорится о неприкосновенности частной жизни, а, главное в нашем случае, гарантирует право на тайну телефонных, телеграфных и иных сообщений и переговоров. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Заметим, что изменения в закон об ОРД не освободили органы правопорядка от соблюдения норм Конституции, а лишь позволили применять эти нормы менее формально.
Напомним, что, получив доступ к данным геолокации, подразделения осуществляющее ОРД в течение 48 часов должны получить постановление суда, разрешающие получение этих данных.
При этом сотрудники обязаны предоставить в суд материалы, прямо подтверждающие необходимость в получение геолокационных данных. Если суд по какой-либо причине сочтет изложенные основания недостаточными, сотрудник, получивший данные «авансом», в лучшем случае может быть уволен с «волчьим билетом» либо его действия под падают под статью УК РФ о превышении полномочий, а в случае тотального невезения и давления «либеральной» общественности — то и под разглашение охраняемой законом тайны.
Стоило бы также вспомнить закон «Об охране персональных данных», различные нормативно правовые акты, регламентирующие охрану и соблюдение свободы передвижения, тайны личной жизни и т. д. и т. п.
Диссертацию можно написать…
Вывод из диссертации, поверхностного анализа российского законодательства, этой статьи очевиден и прост: действия Олега Леонова направлены не на защиту людей, не на улучшение работы МВД РФ, а на создание длительной провокационной ситуации.
Да простит и поймет меня дедушка Крылов — уж сколько раз твердили миру, что лож гнусна, вредна; но только все не в прок, и провокатор свой отыщет уголок.
Вопрос: кто выгодоприобретатель?
Дмитрий Д., специально для «Русской Весны»