Игорь Ласточкин
Опубликовано: 20:21, 06 сентябрь 2021
По материалам: federalcity
Другие новости

Крылья Российской Империи

Недавно ИА FederalCity опубликовало материал о том, что петербургский КГИОП не собирается предоставлять охранный статус памятнику летчику Российской Империи Михаилу Балабушке. В мае 1913 года он погиб при аварии своего самолета на петергофском плаце Каспийского полка, где ему и был поставлен памятный обелиск.


Крылья Российской Империи
Михаил Балабушка и памятник на месте его гибели. Источник: "Википедия" 

После нашей публикации обеспокоенные петербуржцы стали звонить в комитет с вопросами по этому поводу. Однако там их заверили, что краевед Кирилл Белоусов, первым обнародовавший информацию об отказе КГИОП, не совсем уяснил себе намерения чиновников.

На самом деле, по словам сотрудников комитета, охранный статус в качестве исторического памятника регионального значения имеет весь построенный в начале XX века комплекс казарм 148-го пехотного Каспийского полка, на территории которого в 1999 году обнаружили памятник Балабушке. А поскольку по закону невозможно дать отдельный охранный статус памятнику в составе другого охраняемого объекта, комитет предложил краеведам и градозащитникам подготовить обоснование для включения памятника в уже существующую охраняемую территорию.

"Фарман-16", врезавшийся при посадке в один из ангаров. Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова

Так что, вероятно, монументу героическому русскому летчику в ближайшее время разрушение не угрожает. Что радует, поскольку фигура Михаила Балабушки интересна не только сама по себе, но и как часть такого феномена российской истории, как Гатчинская офицерская воздухоплавательная школа, которую Михаил Георгиевич с отличием закончил в 1911 году, за что ему был пожалован орден Святого Станислава 3-й степени.


Разбитый "Фарман-16" в пруду гатчинского парка. Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова

Эта школа была создана в 1910 году на базе петербургского Учебного воздухоплавательного парка во исполнение указа императора Николая II об организации обучения летчиков. Проект возглавил энтузиаст авиации генерал Александр Кованько, который и перенес летное поле под Гатчину. Авиашкола рядом с ним открылась 13 июля 1910 года.

Морфа - Морис Фарман-11. Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова

За время своего существования она подготовила множество офицеров-летчиков, имена которых составляют гордость и российской, и советской авиации. Учился в ней и Иван Новожилов, один из предков корреспондента ИА FederalCity Павла Виноградова. В его архиве сохранились сделанные Новожиловым уникальные фотографии самолетов и летчиков Гатчинской офицерской воздухоплавательной школы 10-х годов XX века, часть из которых мы публикуем сегодня.   


Моран Сольнье тип L "парасоль" в полете. Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова

Иван Александрович Новожилов, родившийся в 1893 году, происходил из рода московских промышленников и благотворителей, но, будучи увлечен авиацией, поступил в Гатчинскую авиашколу. Там он учился вместе с многими позже прославившимися летчиками, например, с Михаилом Громовым, будущим первым Героем СССР, совершившим в 1937 году беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – США. В 1918 году, после фактической капитуляции русской армии, Новожилов спас свою машину от немцев, перегнав из Могилева в Москву. В 1919 году он скончался от тифа. Позже его семья была сослана на Урал.


Разбитый при аварии "Фарман-16". Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова

"Де Хевилленд-2". Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова

Летчик и механик у "Фармана-16". Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова


Преподаватели и пилоты Гатчинской авиашколы" у перевернувшегося при аварии "Фармана-16". Фото И. Новожилова из архива П. Виноградова
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)