К столетию смерти Николая Гумилева - гибель рыцаря серебряного века
Ранним утром 26 августа 1921 года знаменитый русский поэт, воин и путешественник был расстрелян по приговору Петроградского ЧК. О жизни и смерти одного из самых ярких фигур русской литературы первой четверти прошлого века - в обзоре ИА FederalCity.
Говорят, что в августе 1915 года, когда унтер-офицер лейб-гвардии Уланского полка Николай Гумилев вместе со своим полком воевал на Волыни, одна местная женщина, слывшая колдуньей, напророчила ему смерть ровно через шесть лет.
По воспоминаниям сослуживцев, Гумилев широко улыбнулся и сказал – "Неужели целых шесть? Да это же целая вечность…". Тогда, в непрерывных рейдах по австрийским тылам и конных сшибках, это действительно казалось большим сроком.
Однако предсказание сбылось, и во многом в гибели поэта виноват не рок, а стечение обстоятельств и его собственное, немного юношеское, бесстрашие.
За свои недолгие 35 лет сын корабельного врача и внук рязанского дьячка успел очень много – получить признание как поэт и стать одним из символов "серебряного века" русской литературы, совершить две экспедиции в Северную Африку, стать кавалером двух Георгиевских крестов, ордена Станислава 3-й степени с мечами за подвиги на Первой мировой, основать литературное течение, известное как "акмеизм".
Николай Гумилев во время своего пребывания за границей. Источник: arhlib.ru.
Изначально прапорщик Гумилев не был противником Советской власти, иначе он не вернулся бы в 1918 году в Петроград из Парижа, где он служил в Русском экспедиционном корпусе с февраля 1917 года.
По прибытию в Россию Гумилев активно включился в литературную жизнь столицы – он преподавал в Институте живого слова, стал главой Петроградского отдела Всероссийского Союза поэтов, опубликовал три поэтических сборника, руководил студией "Звучащая раковина".
При этом он совершенно не слышал предостережений друзей и собратьев по литературному цеху, бравируя своими политическими взглядами – так, во время одного творческого вечера Гумилев объявил себя "монархистом по убеждениями".
С учетом того факта, что свержение дома Романовых поэт встретил довольно равнодушно, в отличие от расстрела царской семьи, подобная смелость имела корни в характере Гумилева, который не любил и не мог "плыть по течению".
К началу 1921 года в Петрограде действовало несколько подпольных организаций, костяк которых составляли белогвардейцы, бывшие офицеры императорской армии, представители партии эсеров, авантюристы и столичная интеллигенция. По некоторым данным, руководители ряда групп готовили вооруженное восстание, назначенное на осень 1921-го. Николай Гумилев незадолго до войны.Источник: sntch.com.К этому времени в числе заговорщиков находилось несколько агентов ЧК, а деятельность "группы Таганцева" не только контролировалось органами, но и была создана ими в провокационных целях.
Именно в участии в работе этой группы и обвинили Николая Гумилева. За несколько дней до ареста, во время пребывания в Крыму, он получил анонимное письмо, в котором его предупреждали об опасности и предлагали не возвращаться в Петроград и бежать с помощью контрабандистов в Болгарию. Неизвестно, как он отреагировал на это письмо, однако бежать он не стал, а вечером, накануне ареста, Гумилев обещал жить до ста лет.
За поэта просили многие – Горький, Лозинский, Оцуп, но в ночь на 26 августа вместе с 56 другими заключенными Николай Гумилев был расстрелян. Неизвестно ни место гибели поэта, ни могила, есть только три предполагаемых локаций расстрела.
Он мог избежать смерти, оставшись в Париже или уплыв в Болгарию, но пошел прямо навстречу опасности, так, как делал всю свою жизнь.
Иначе он не был бы Гумилевым.
Николай Гумилев с женой, поэтессой Анной Ахматовой, и с сыном – будущим историком Львом Гумилевым. Источник: sntch.com.