Генерал назвал причины поражения афганских войск
В афганской армии считают, что к ее разгрому и захвату талибами* власти в стране привело решение США вывести свои войска, а также коррумпированность правительства президента Гани, которая распространилась и на высшее военное руководство Афганистана.
Об этом заявил генерал афганской армии Сами Садат, чью колонку опубликовали в The New York Times.
«Последние три с половиной месяца я днем и ночью безостановочно боролся в южной афганской провинции Гильменд против эскалации кровавого наступления „Талибана“. Постоянно подвергаясь нападениям, мы сдерживали талибов и нанесли тяжелые потери. Затем меня вызвали в Кабул, чтобы командовать спецназом Афганистана. Но талибы уже входили в город; было слишком поздно. Я изнурен. Я расстроен. И я зол», — написал Садат.
Он упомянул заявление президента США Джо Байдена о том, что «американские войска не могут и не должны сражаться на войне и умирать на войне, в которой афганские силы не хотят сражаться сами за себя».
Капитан отметил, что афганская армия и правда потеряла желание сражаться, но причиной этого стало растущее чувство покинутости со стороны американских партнеров, а также неуважения и нелояльности, отраженных в тоне и словах Байдена за последние несколько месяцев.
«Мне больно видеть, что г-н Байден и западные официальные лица обвиняют афганскую армию в крахе без упоминания основных причин произошедшего. Политические разногласия в Кабуле и Вашингтоне задушили армию и ограничили нашу способность выполнять свою работу. Утрата боевой тыловой поддержки, которую Соединенные Штаты обеспечивали в течение многих лет, нанесла нам серьезный ущерб, равно как и отсутствие четких указаний со стороны руководства США и Афганистана», — заявил генерал.
Он рассказал, что почти весь последний год он командовал 215-м корпусом Майванд, под его руководством 15 000 человек противостояли талибам на юго-западе Афганистана.
«Факт в том, что многие из нас мужественно и достойно сражались, но были подведены американским и афганским руководством. Две недели назад, когда я боролся за то, чтобы удержать южный город Лашкар-Гах от талибов, президент Ашраф Гани назначил меня командиром спецназа Афганистана, самых элитных бойцов страны. Я неохотно оставил свои войска и прибыл в Кабул 15 августа, готовый к бою, не зная, насколько тяжелой была ситуация. Затем г-н Гани передал мне дополнительную задачу по обеспечению безопасности Кабула. Но у меня даже не было шанса: приближались талибы, и г-н Гани бежал из страны», — рассказал военнослужащий.
По его словам, поспешный побег Гани положил конец усилиям по переговорам о временном соглашении и переходном периоде с талибами, которое позволило бы афганским силам удержать город и помочь в организации эвакуации.
«Так почему же афганские военные рухнули? Ответ тройной. Во-первых, мирное соглашение бывшего президента Дональда Трампа с талибами в Дохе в феврале 2020 года обрекло нас на гибель. Это означало истечение срока действия американского интереса в регионе. Во-вторых, мы потеряли материально-техническое обеспечение подрядчика и техническую поддержку, критически важную для наших боевых действий. В-третьих, коррупция, присущая правительству г-на Гани, которая перешла к высшему военному руководству и долгое время наносила ущерб нашим войскам на местах и непоправимо затруднила нас», — заявил генерал.
По его мнению, соглашение Трампа и Талибана сформировало обстоятельства нынешней ситуации, по сути ограничив наступательные боевые операции американских и союзных войск.
«Правила ведения боевых действий с воздуха для афганских сил безопасности США фактически изменились в мгновение ока, и талибы ободрились. Они чувствовали победу и знали, что это просто вопрос ожидания американцев. До этой сделки „Талибан“ не выигрывал каких-либо значительных сражений с афганской армией. После соглашения? Мы теряли десятки солдат в день», — заявил командующий.
По его мнению, под откос все окончательно пошло, когда в апреле Джо Байден заявил о намерении придерживаться плана своего предшественника Трампа по выводу войск.
«Афганские силы обучались американцами по военной модели США, основанной на высокотехнологичных специальных разведывательных подразделениях, вертолетах и авиаударах. Мы потеряли превосходство над „Талибаном“, когда поддержка иссякла, и наши боеприпасы закончились», — рассказал генерал.
Полный и ускоренный уход американских войск, по его словам, усугубил ситуацию. «Талибан» имел твердую дату ухода американцев, и, по словам командующего, это привело к потере страха военных репрессий за все, что они делали в промежуточный период.
«Однако я не могу игнорировать третий фактор. Потому что американцы мало что могли сделать, когда дело касалось хорошо задокументированной коррупции, которая привела к гниению нашего правительства и вооруженных сил. Это действительно наша национальная трагедия. Многие наши лидеры, в том числе и военные, были назначены из-за личных связей, а не из-за их полномочий. Эти назначения оказали разрушительное воздействие на национальную армию, потому что лидерам не хватало военного опыта, чтобы быть эффективными или внушать уверенность и доверие у людей, которых просили рисковать своей жизнью. Сбои в снабжении продовольственными пайками и топливом — результат скудного и коррумпированного распределения контрактов — подорвали моральный дух моих войск», — рассказал генерал.
По его словам, афганскую армию предали политика и президенты.
«Это была не только афганская война; это была международная война, в которой участвовало множество военных. Было бы невозможно, чтобы одна армия, наша, взялась за дело и сражалась. Это было военное поражение, но оно произошло из-за политической неудачи», — подытожил он.
*Запрещенная в РФ террористическая организация