К 30-летию ГКЧП – севастопольские власти не стали "освобождать" дачу Горбачева
После бурных дебатов было принято решение не поддерживать переворот прямо и не "переходить красную черту". О том, что происходило в Севастополе 19-21 августа 1991 года – в рассказе историка Константина Мензелинцева.
- Сегодня у нас тридцатилетняя годовщина попытки государственного переворота, более известного, как ГКЧП. Как, по-вашему, было ли это путчем, как принято говорить сейчас, или все было не так серьезно?
- Историю пишут, как известно, победители. С немецкого "Putsch" – это попытка госпереворота с применением военной силы и при отсутствии широкой поддержки со стороны населения. В случае с ГКЧП никакой силовой составляющей не было, а граждане СССР не имели четкой информации о намерениях заговорщиков. Поэтому и говорить о поддержки со стороны народных масс не имеет смысла.
Кроме того, власти Москвы и Ленинграда выступили против ГКЧП, поэтому их шансы на победу были весьма мизерными. Но сама попытка остановить распад СССР внушает уважение.
Штаб Черноморского флота. Фото Юрия Югансона.
- Перейдем к Севастополю. Наш город имел очень большое отношение к месту пребывания генсека Горбачева – мыс Сарыч есть часть территории Севастополя. Могли местные власти повлиять на ситуацию?
- Да, действительно, объект "Заря", который располагался в Форосе, находился на территории городского Совета города-героя Севастополя. Поэтому отчасти за все происходящее на государственной даче на мысе Сарыч ответственность могли нести руководство Севастополя и Черноморского флота.
Как известно, члены ГКЧП заявили о неспособности президента СССР Михаила Горбачева управлять страной и переходе власти к вице-президенту Геннадию Янаеву. Соответствующие циркуляры были разосланы по всем республикам и областям Советского Союза. Ранним утром 19 августа Севастопольский полк пограничных войск КГБ блокировал на форосской даче Горбачева.
Могли ли севастопольские власти повлиять на дальнейшее развитие ситуации? При желании, да. Однако известно, что сам Горбачев заранее знал о заговоре и будущей попытке госпереворота, поэтому вряд ли инициативы на местах могли что-либо изменить.
Морские пехотинцы из 810-й бригады ЧФ. Источник: visualrian.ru.
- А были такие настроения в Севастополе?
- Известно, что основным силовым ресурсом в регионе является Черноморский флот, главным образом в виде бригады морской пехоты в бухте Казачья. Но получилось так, что командующего ЧФ адмирала Хронопуло в городе не было, а в его отсутствие его первый зам Ларионов ограничился усилением охраны важных объектов и развертыванием оперативных штабов в гарнизонах.
Утром 19 августа состоялось совместное заседание горсовета и горисполкома с участием командования флотом и УМВД. Силовики настаивали выполнении требований ГКЧП, но в результате было принято решение этого не делать и разобраться в обстановке.
Стоит отметить, что звучали предложения отправить в Форос два автобуса с ветеранами ВОВ и Героями Советского Союза для разблокирования и "освобождения" Горбачева, однако они не были поддержаны большинством.
В конечном итоге, как вспоминал тогдашний глава горсовета и горисполкома Иван Ермаков, власти Севастополя не стали "переходить красную черту" и вмешиваться в "разборки" на уровне высшего руководства страны.
Могли бы они что-то изменить, если бы решили по-другому? Мне думается, вряд ли. Наличие предателей в верхушке СССР, мощное вовлечение в ситуацию западных спецслужб и неготовность членов ГКЧП идти до конца предопределили неудачу попытки сохранить страну и дальнейший распад Советского Союза.
Выступление членов ГКЧП, 19 августа 1991 года. Источник: русархив.ру.