Налоги «Газпрома» не помогут Беглову закрыть кредиты Петербурга
Смена «прописки» «Газпрома» с московской на петербургскую не гарантирует поступление миллиардных налоговых отчислений в бюджет города, на которые рассчитывает губернатор Александр Беглов. Все дело в том, что неизвестно, в каком регионе сохранится балансовый учет принадлежащей «Газпрому» Единой газотранспортной системы. Именно этот актив имеет большое значение в распределении налогов на прибыль корпорации. Если все-таки в Москве, то главе города придется искать другой финансовый источник для ликвидации дефицита бюджета и выплат по набранным кредитам.
Переезд газового гиганта
Корпорация «Газпром» официально сменила юридический адрес с московского на петербургский. Изменения в ЕГРЮЛ появились 3 августа. Теперь штаб-квартира компании будет располагаться в «Лахта-центре». Решение о переносе головного офиса было принято собранием акционеров компании 25 июня. Вопрос регистрации таких корпораций актуализирует вопрос налоговых иных поступлений в местный бюджет. В уже СМИ подсчитывали, что отчисления группы «Газпром», с учетом вклада компаний, давно перерегистрировавшихся в Петербурге, может составит 150 млрд рублей. Это около четверти доходной части бюджета Санкт-Петербурга. Однако цифры приблизительные, точная сумма будет рассчитана к моменту формирования проекта городского бюджета на 2022 год и станет известна ближе к осени, объяснял ранее глава комитета по финансам Алексей Корабельников.
Губернатор Александр Беглов положительно отзывался о переезде «Газпрома». Глава города заявлял, что корпорация уже поучаствовала в жизни северной столицы, благоустроив ряд улиц, построив спорткомплексы в разных районах города и спортивные залы. В перспективе же ожидается мощный экономический вклад за счет налоговых поступлений.
Между тем «делить шкуру газпромовского медведя» Беглову может быть еще рано. В экспертном сообществе отмечают - смена адреса регистрации компании не влияет напрямую на распределение налогов. Так, глава Центра налоговой политики МГУ Кирилл Никитин в беседе с газетой «РГ» обратил внимание, что большее значение имеет учет Единой газотранспортной системы (ЕГС) как единого объекта недвижимого имущества на балансе ее владельца. Если она будет закреплена за главным офисом, то в соответствии со статьей 288 НК РФ, большая часть налога на прибыль будет зачисляться в бюджет Петербурга. А если ее оставят, как и раньше, на балансе филиала в Москве, то отчисления останутся в столице и ничего не поменяется. На данный момент нет решения, за кем оставлять систему.
Кредитная яма и Беглов
В случае, если ЕГС все же оставят в Москве, то это сыграет против губернатора Петербурга, и он не сможет решить созданные своими усилиями экономические проблемы. В последние годы Беглов ведет опрометчивую финансовую политику перегружая город кредитами в условиях слабого развития инвестиционного сектора и дефицита бюджета. Это показывают экономические статистические данные. В 2019-м дефицит бюджета составлял 10,5 млрд рублей, но к концу 2020-го увеличился более чем в 3 раза – до 39,6 млрд рублей. Прогнозируемый дефицит бюджета на 2021 год – 89,7 млрд. Беглов серьезно увеличил госдолг Петербурга, заимствуя средства для транспортных, социальных и иных проектов – с 30.1 млрд в 2019 до 85.1 млрд в 2020-м (рост объема долга 182,4% всего за год). Согласно данным «РИА Рейтинг», на сегодняшний день Петербург входит в десятку самых закредитованных субъектов России и благодаря губернатору Беглову занимает 7-ю позицию по объему госдолга.
На 2021-й год данных нет, но не приходится сомневаться в том, что объем госдолга значительно вырастет. Беглов продолжает увеличивать заимствования, запрашивая у федерального центра деньги на проекты, к которым в городе почему-то не смогли привлечь бизнес. В прошедшую среду 4 августа глава Петербурга ездил в Москву, где проводил совещания с Минтрансом и Минфином. Губернатор опять стоял с «протянутой рукой», выпрашивая инфраструктурные кредиты на строительство ШСМД (нужна федподдержка в размере 130 млрд), съезда с трассы М-11, путепроводов через железнодорожные пути и другие инфраструктурно-транспортные проекты. И на этом Смольный не ограничится, в перспективе на город может лечь нагрузка по строительству КАД-2, стоимость которой около 350 млрд.
В экспертном сообществе политику Беглова по аккумуляции инфраструктурных и иных кредитов не поддерживают. Опрошенные «ДП» специалисты отмечали, что сегодня губернатор предлагает вложить деньги в проекты, представляющие из себя «затычки в дорожные дыры», но при этом они не оцениваются с точки зрения окупаемости. Многие заявленные проекты в финансовом плане мало что дадут городу, но зато нагрузят бюджет необходимостью их содержать. При этом Смольный не формирует условия, которые позволили бы рассчитываться по кредитам. На отсутствие вовлечения бизнеса отдельно обращал внимание гендиректор инвестгруппы «РВМ Капитал» Феликс Блинов. Эксперт отмечал, что фактически для любого города наиболее желаемый вариант реализации проектов — привлечения внебюджетных инвестиций, для многого хорошо подходит ГЧП.
Напомним, Александр Беглов в рамках переговоров с Минфином РФ 4 августа запросил предоставление средств из Фонда национального благосостояния на закупку 950 новых вагонов метро. Планируется, что из ФНБ будет выделено 97 миллиардов рублей. Ранее обращение Смольного в ФНБ комментировали в банке «ЕАБР», отмечая, что запрошенных средств не хватит и предлагали финансовую помощь.