УСП подготовил сферу школьного питания Петербурга к работе по новым стандартам качества
Уже через три недели заработают школы, а вместе с ними и школьные столовые. В Петербурге новый учебный год станет своеобразным тестом для нововведений Управления социального питания, разработанным для повышения качества обедов. Одним из главных новшеств станет общегородской стандарт качества, который регламентирует практически все работы операторов питания: от разрешённых продуктов до внешнего вида поваров.
Закат картельной эпохи петербургского соцпита
До начала нового учебного года остаётся менее месяца, за оставшееся время власти Санкт-Петербурга должны завершить все подготовительные процессы: ремонт школ, формирование классов и решить другие рутинные вопросы. Отдельно можно выделить организацию школьного питания в городе.
С 2021 года всем российским ученикам 1-4 классов полагается бесплатные обеды, в связи с чем во многих регионах практически с нуля началось формирование системы школьного питания. Петербург оказался в более выгодном положении, ещё в конце 90-х город начал предоставлять школьникам льготные обеды. Однако более чем за 20 лет существования сферы соцпита, в ней образовались характерные именно для Петербурга проблемы.
Главной проблемой стали картели, поделившие между собой рынок. Крупные частные комбинаты десятилетиями обслуживали «свои» районы, не затрагивая «чужие». Это привело к отсутствию конкуренции на рынке и негативно отразилось на качестве предоставляемых услуг.
Лишь относительно недавно надзорные органы всерьёз взялись за наведение порядка в сфере соцпита. Первое громкое дело было раскрыто Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу осенью 2018 года. На сегодняшний день раскрыто уже семь антиконкурентных сговоров с участием крупнейших частных комбинатов города. Стоимость полученных картелями контрактов по каждому из дел исчисляется суммами от нескольких десятков миллионов, до полутора миллиардов рублей. В нескольких случаях содействие картелям оказывали чиновники районных администраций.
Вскоре после первых антикартельных дел в Управлении социального питания сменился руководитель, свою должность покинула Наталия Петрова, занимавшая кресло почти 20 лет, её место в феврале 2020 года занял Алексей Барабанщиков. В задачи именно УСП входят организация системы школьного и дошкольного питания, осуществление контроля работы предприятия и качества предоставляемых услуг и содействовать повышению конкуренции на рынке.
Первый учебный год по единому стандарту качества
Предыдущий учебный год можно расценивать как переходный, предстоящий же покажет, как изменилась работа УСП после смены руководства. Одним из самых заметных нововведений стала разработка петербургского единого стандарта качества школьного питания. Разработанный УСП документ объединил в себе все действующие-нормативно правовые акты, а также регламентировал такие моменты, как оформление школьных столовых, внешний вид персонала пищеблоков, проведение воспитательных мероприятий для детей.
Как рассказали в УСП, если федеральные регламенты устанавливают планку «минимум», то городской стандарт качества повышает её до уровня «оптимально». Это подразумевает, что услуги школьных столовых должны работать не просто безопасно, но и постоянно стремиться к повышению качественных показателей.
Петербургский стандарт качества школьного питания был утверждён правительством города в феврале, таким образом, полноценно он заработает как раз в предстоящем учебном году. Пока он носит рекомендательный характер, но с сентября чиновники и родители учеников смогут использовать его как ориентир при оценке качества школьных обедов. Предстоящий учебный год покажет, какие городские комбинаты предпочтут работать по устаревшим правилам, а какие стремятся к развитию.
Торги без картелей
Исполнение норм нового стандарта качества напрямую зависит от того, сможет ли город победить складывавшуюся десятилетиями систему картелей. Маловероятно, что повышение качества школьного питания будет возможно, если комбинаты продолжат по собственному усмотрению делить рынок, на корню уничтожая конкуренцию. А как уже отмечалось, в задачи УСП входит, среди прочего, и способствование в рамках полномочий формированию конкурентной среды в сфере.
В данном направлении также можно наблюдать существенные подвижки. С 2018 года ФАС раскрыла семь антиконкурентных дел, однако реагирование на нарушения было, мягко говоря, запоздавшим. Например, решение по первому делу из серии было вынесено в октябре 2018 года, но относилось оно к торгам, проводившимся ещё в 2015 году. А последнее антикартельное дело было раскрыто в декабре 2020 года, оно относилось к торгам 2016-2017 годов.
То есть, с момента нарушения до вынесения нарушения проходило 2-3 года. За это время картель успевал полностью выполнить контракт, освоить выделенные из бюджета деньги и беспрепятственно выиграть тендеры на очередной учебный год.
Однако сейчас можно наблюдать повышение оперативности, отличным примером является инцидент, произошедший в Выборгском районе. Там в июне местная администрация объявила о проведении тендеров на поставки продуктов в детские сады. Но торги были проведены с нарушением и ФАС их итоги аннулировала. А уже в июле ФАС объявила о начале проведения проверки на предмет заключения картельного сговора на этих торгах. Такая оперативность резко повышает шансы не пустить картели в образовательные учреждения, а значит распределить контракты на конкурентной основе.
Крупнее тендер – меньше риск
Показательно и то, что проверка на предмет сговора проводится, в первую очередь, против администрации Выборгского района. Ранее ФАС установила противоправные отношения картелей с администрацией Колпинского района. В СМИ также имеется информация, что чиновники из других районов тоже могут быть причастны к распределению госконтрактов среди «своих».
Столь высокие конкурентные риски стали возможны из-за регулярного дробления контрактов на детское питание. Администрации целенаправленно формируют лоты таким образом, чтобы их стартовая стоимость не превышала 40 миллионов рублей. В таком случае торги проводятся силами районных чиновников практически без контроля со стороны городских властей. А в то же время многие комбинаты настолько плотно срослись с районами своей деятельности, что некоторые из них даже начали открывать кафе и рестораны прямо в заданиях администраций.
Для снижения этих коррупционных рисков в Петербурге начали всё чаще прибегать к укрупнению лотов, это позволяет проводить торги уже общегородскому Комитету по госзаказу. Такая тенденция также призвана минимизировать влияние картелей на чиновников – надзорным органам и журналистам гораздо проще контролировать работу одной закупочной комиссии, нежели отслеживать работу десятков районных комиссий по сотням раздробленным тендерам. Сейчас по укрупнённой схеме проводится лишь часть торгов, что позволит на деле сравнить эффективность работы районных администраций и КГЗ.
Подводя итог можно отметить, что предстоящий учебный год станет своеобразным тестом для нововведений УСП. Контракты на организацию питания и поставки продуктов проводятся по более прозрачным схемам и под постоянным контролем со стороны надзорных органов и общественности. Районные чиновники частично лишились возможности влиять на распределение тендеров в пользу «своих» компаний. Те комбинаты, что эти контракты получают, теперь должны ориентировать на заданные УСП повышенные стандарты качества. Учитывая эти факторы, что предстоящий учебный год пройдёт на качественно более высоком уровне, а количество отравлений в школах и детских садах упадёт до минимума.