Что душит Россию: чудовищные цифры
Что душит российскую экономику? Вопрос давно актуальный, интересный и в то же время тривиальный.
«Да известно, что, — скажет любой экономист, — и коррупция, и дефицит инвестиций, и непрофессиональное управление, и ориентации бизнеса на Запад, и неадекватный курс доллара. Плохому танцору всегда кое-что мешает. Даже говорить неловко».
Но мы не будем о грустном. Возьмем лишь одну весьма важную причину: утечку капитала. В своей статье «Экономика в болоте и не упадет с обрыва» экономист Сергей Гуриев приводит следующие данные бегства капитала из России:
Мы видим чудовищные цифры утечки капитала из российской экономики, которые, конечно, сказываются на недофинансировании ключевых ее отраслей и обуславливают наше технологическое отставание.
Утечка капиталов не перекрывается их притоком за счет иностранных инвесторов. Следует также отметить, что, вероятно, это еще не полный отчет, немало скрытых форм ухода капитала из реальной экономики. Коррупция, кстати, одна из них.
Утечка капитала была и в 2000–2007 годы, и в 90-е гг., вероятно, в не меньшем объеме.
Некоторые эксперты называют общую сумму утечек до 2 триллионов долларов за 30 лет. Что касается ущерба от свернутых базисных системообразующих предприятий, их банкротств, то он не поддается подсчету, вернее, его никто и не считал. Мы здесь не приводим статистику размещения на Западе средств Минфина, ЦБ, стабилизационных и иных фондов, а также счетов госкорпораций за рубежом, что тоже наносит большой ущерб экономике. Деньги должны работать, а не лежать.
Какие предварительные выводы можно сделать из анализа этих данных:
1) Скачки роста ухода капитала на Запад повторяются с завидным постоянством, значит, эффективных мер по их предотвращению так и не было принято.
2) Надежды правящих элит: Минфина, ЦБ, правительства на то, что свободный рынок сам расставит все по местам, отрегулирует народнохозяйственные пропорции, оптимизирует инвестиции так и не оправдались, стихийный рынок, манипулируемый западным капиталом, планомерно душил и душит российскую экономику, в т. ч. за счет вывода капитала.
3) Правительство показало свою неспособность обеспечить достаточные по объему инвестиции, способные создать рост экономики. Доля инвестиций в основные фонды в РФ в разные годы находится на уровне 20–21,5% ВВП. Для сравнения: в Китае в 2003–2019 гг. удельный вес капиталовложений в основные фонды составлял 40,6–47,7% ВВП, в Индии показатель находится на уроне 39–40% ВВП, в быстрорастущих экономиках стран Юго-Восточной Азии — Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Таиланде — в диапазоне 30–40%.
4) Как пишет политэконом и финансист Ручир Шарма в своем недавнем труде «Взлёты и падения государств», для силы и жизнеспособности стран важнее всего строить промышленность, заводы. Вложение денег в индустрию намного важнее, чем потребительские траты граждан. Ибо тем самым создаются новые компании и рабочие места.
Опыт говорит, что лишь те государства, доля накоплений в ВВП коих составляет 25% и более, могут рассчитывать на годовой рост в 5–6% ежегодно и более. Причём инвестиции должны идти именно в дело: в создание новых технологий, дорог и гаваней, в новые промышленные предприятия. По его мнению, важно удержать высокую долю в ВВП, идущую на капиталовложения в реальный сектор. Ибо именно заводы и фабрики обеспечивают спрос на 80% научных исследований и разработок в частном секторе и отвечают за 40% роста общей производительности труда. А это даёт возможность поднимать реальные зарплаты, не взвинчивая цену конечных изделий. При этом нация богатеет и развивается.
5) Отсюда верно и обратное: угасание и угнетение реального сектора, падение инвестиций в заводы да инфраструктуру моментально ведут к упадку университетов, школ, науки, к обнищанию народа, к ослаблению финансовой системы. История РФ с 1991 года — тому ярчайшее подтверждение.
6) Так что «частичная» индустриализация исключительно на танках и пушках не срабатывает. И вопрос стоит сегодня так: либо полноценное промышленное развитие Российской Федерации, либо гниение, вымирание, нарастающее отставание во всех областях, с последующим бесславным концом в ходе глобального кризиса. Казалось бы, здесь излагается то, что понятно на уровне даже элементарного здравого смысла. Увы, но не для российского бомонда, который видит землю обетованную в образе Запада. Лишь некоторые его представители пока прозревают.
Для индустриализации нужны деньги, где их взять?
При наличии политической воли это не проблема, в частности:
1. Если увеличить налог на вывоз капитала до 50%, это дает поступление в бюджет в объеме $30–35 млрд. Для роста привлекательности инвестиций в производство налоги здесь, хотя бы на ближайшие 5–7 лет, можно было бы снизить до 10%; в торговле — повысить до 25–30%;
2. Рост подоходного налога для миллионеров до 50–60%, как во время кризиса это сделал Рузвельт, также даст в казну десяток миллиардов долларов, не говоря о восстановлении социальной справедливости;
3. Перевод счетов госкорпораций, крупных фирм, банков из оффшоров в юрисдикцию РФ — принципиальный шаг по улучшению финансовой ситуации. Она также позволит снизить ставку ЦБ до европейского уровня — 1%, что необходимо растущей промышленности;
4. Валютная биржа работает на благо международных спекулянтов, взвинчивая курс доллара и евро как минимум вдвое против реального. Реальный курс рубля по ППС вряд ли выше 25–27 рублей за доллар. Высокий курс доллара делает невыгодными, затратными закупки иностранных технологий, но интересен энергетическим компаниям;
5. Правительство должно с помощью избирательных протекционистских мер защищать секторы растущей российской экономики. Так делают все, и Штаты в первую очередь. Слабым российским предприятиям сегодня невозможно на равных конкурировать ни с Западом, ни с Востоком, нужно «накачать мускулатуру»;
6. Не менее 90% валютных средств резервных, стабилизационных и иных госфондов нужно держать в российских госбанках, не обращая внимания на рисуемые им низкие западные рейтинги. Эти деньги должны работать на экономику, кредитоваться реальному сектору под надежные активы;
7. Экспорт сырья с низкой добавленной стоимостью должен быть обложен налогом, стимулирующим их обработку в России. Только неразвитые «банановые «республики» продают Западу необработанное сырье;
8. Лесные богатства страны интенсивно уничтожаются белым и черным экспортом, лесными, не редко спровоцированными пожарами. Экспорт необработанного леса не должен превышать 10–15%, а в деревообработку, производство стройматериалов, мебели необходимы серьезные инвестиции уже сегодня;
9. Ресурсы, утрачиваемые бюджетом в результате коррупции, составляют триллионы рублей — чем не резерв развития промышленности;
10. Президентская программа переработки бытовых отходов успешно заблокирована, а это сотни миллиардов сэкономленных ресурсов. Опыт Японии, Запада дает хороший пример для подражания;
11. Наконец, никакие программы реализовать в России невозможно без правильной налоговой системы, без возрождения Госплана, межотраслевых балансов, без активного контроля и серьезной поддержки реального сектора экономики государством, без ответственной кадровой политики, без курса на индустриализацию…
Василий Титов, для «Русской Весны»