«Судьбоносные» манёвры Зеленского и ответ России
На Украине обсуждают загадочное заявление, сделанное Владимиром Зеленским: президент Украины намекнул на планы устроить референдум для решения вопроса об отделении Донбасса, на возведение между Республиками и Украиной стены.
Одни услышали в его словах намек на признание независимости ДНР и ЛНР, другие — готовность разорвать Минские соглашения.
«Если у нас не получатся, реализуем любые альтернативные договоренности с США, с РФ, отдельно с Европой и параллельно “нормандский формат”. Если все это не удастся, то о “стене” будет голосовать народ Украины», — посулил Зеленский. При этом он пояснил, что «это не столько физическая стена, сколько разрыв всех связей», сообщил «Рамблер».
Комментируя Зеленского, Копатько предположил, что в качестве аргумента для обеспечения успеха референдума Зеленский может использовать лозунг интеграции страны с Евросоюзом и НАТО в случае, если Украина избавится от Донбасса, сообщает «Рамблер».
«Если за возведение “стены” проголосует большинство украинцев, конфликт будет разрешен. Теоретически это откроет новые возможности для вступления Украины в евроатлантические структуры», — считает социолог. (Ну а вместе с НАТО, по мнению украинских националистов, строптивую агрессивную Россию удастся обуздать, территории, Крым вернуть, а может, еще кое-что прихватить…)
«Впрочем, — уверен Копанько, — даже если референдум состоится, Россия не станет присоединять регион к себе. Будь Москва настроена иначе, Донбасс давно вошел бы в состав России, тем более, что у полумиллиона жителей региона уже есть гражданство РФ».
Однако Россия настаивает на выполнении Минских соглашений, «одним из условий которых является реинтеграция этой территории в состав Украины с предоставлением ей особого статуса». Об этом сообщает «Рамблер».
(В этом социолог, пожалуй, прав: если бы Кремль захотел, то провел бы референдум, и порядка 90% граждан Донбасса проголосовали бы, как крымчане, за вхождение в Россию, другого варианта у них, пожалуй, и нет. Однако рассуждения о возможности реинтеграции Донбасса в националистическую Украину — из области фантастики, и это знают обе стороны… Опять же, что такое особый статус, что в него должно входить, кто это будет определять, и как он будет обеспечиваться? — тоже вопрос).
«В этом контексте идея украинского референдума о разрыве отношений выглядит как угроза сжечь мосты по Донбассу. Где уходит дипломатия, туда приходит война. Учитывая, что войска отводить никто не будет, то после выхода из “Минска-2” вооруженный конфликт может усилиться многократно», — мрачно предрекает издание «Рамблер».
Возможно, националисты Киева думают, что в случае серьезных действий ВСУ против Донбасса Россия под давлением Запада не посмеет оказать ему реальную помощь…
Иначе это, мол, может привести к глобальным санкциям…
У России по Донбассу действительно странная позиция. И хочется, и колется, и Запад не велит…
Паспортизация идет медленно. Позиция по Минским соглашениям формальная, хотя всем ясно, что они Украиной не могут быть выполнены. Ситуация подобная Приднестровью и даже хуже…
Семилетняя возня вокруг Донбасса только показывает Западу слабость России, ее неспособность интегрировать приграничную территорию, населенную русскими, чтобы спасти их от геноцида националистов. Экономически слабая либеральная Россия оказывается со всех сторон уязвима…
У многих либералов сложилась такая позиция: нам как бы не нужен Донбасс, нам нужна вся Украина.
Что можно ответить? Где ж вы были раньше, в начале 2000-х, и даже в 2014 г., когда на юго-востоке прошла волна протестов, не было избранного президента и многие территории могли бы войти в состав России по аналогии с Крымом… Конечно, Западу это не понравилось бы, но вряд ли ситуация с санкциями тогда была бы хуже, чем сейчас…
Однако главная проблема даже не в Донбассе, а в самой либеральной России, элиты которой непатриотичны, не способны и/или не заинтересованы обеспечить развитие экономики — иначе инвестиции шли бы в страну, а не утекали бы на Запад…
В этой связи Минский договор не решает проблему, а лишь дает отсрочку решению вопроса судьбы Донбасса, ответственность за который Россия пока не готова взять на себя.
Всем ясно, что неофашисты, бандеровцы не способны выполнить Минские соглашения, стать нормальными людьми, а «перевоспитывать» их никто не собирается.
Минские соглашения предполагали бы формальное, временное примирение, за которым неизбежно последовала бы расправа над непокорными, какие бы обещания не были даны на самом верху в Киеве…
Самому народу Донбасса бесконечная война уже тоже до смерти надоела.
Если бы элиты Украины были поумнее, похитрее, наобещали выполнять Минские соглашения, сделали бы шаги в правильном направлении — большинство жителей Донбасса, чтобы прекратились бомбежки и неопределенность, были бы, пожалуй, готовы вернуться назад на Украину, а российские либералы, скорее всего, «ради мира с Европой, обещаний отмены санкций», были бы не против…
Сами элиты Донбасса как бы на распутье. Они уже не хотят назад в Украину, знают, чем это для них обернется, но, похоже, и не торопятся войти в состав России, поскольку не очень-то и зовут.
Да и потерять бразды правления, собственность элитам Донбасса тоже не хотелось бы. Наверное, их бы больше устроил статус независимости, подобно Белоруссии, под крылышком России, которая продолжала бы оказывать материальную помощь и военно-политическую поддержку… Непонятно только, зачем такая головная боль самой России.
Откуда у российского бизнеса страх перед санкциями Запада, если учесть, что капиталы, собственность, недвижимость крупного бизнеса уже давно там? Дело в том, что в случае серьезного кризиса санкции могут блокировать и их капиталы, и все поставки западной продукции, комплектующих, технологий, без которых 2/3 российской индустрии, наверное, уже работать не в состоянии…
Но стремится ли отечественный бизнес избавиться от этой технологической зависимости? Увы, как показывает практика, пока нет, в итоге еще сильнее затягивается технологическая петля…
Либеральный спекулятивный компрадорский бизнес уже не способен мыслить в категориях индустриализации, технического суверенитета, патриотизма…
Запад — отец значительной части современного крупного спекулятивного российского капитала.
Страх его потерять парализует сознание и волю этого крупного бизнеса, толкает его в объятия Запада. Отдельные технологические отечественные успехи и прорывы на этом пути пока не меняют общую печальную картину растущей технологической зависимости экономики…
Поэтому вокруг Украины, Донбасса, Приднестровья, по видимому, будут маневры на весьма длительную перспективу, в силу также экономической несостоятельности России в качестве великой державы.
Проблемы вокруг Украины, которая стремится в НАТО, реально экономически ослабляют Россию, дают формальный повод для бесчисленных надуманных санкций Запада, создают нервозность в обществе…
Либеральный прозападный курс показал себя как банкрот… Где фундаментальные экономические и социальные реформы России? Где темпы развития в 8–12%, которые уже 25 лет показывает Китай?
Российским патриотам нужно понять, что интеграция с Белоруссией и Украиной — не просто благое пожелание, а способ выживания демографически умирающего народа с дезинтегрированной стогнирующей экономикой.
Пока «западники» одерживают верх. В 90-х они разрушили Союз. Реальная интеграция не происходит уже 30 лет. Запада сегодня, подобно монголо-татарам в 11–13 вв., высасывает из России ресурсы, тормозит ее развитие, провоцирует дальнейшее социально-экономическое разрушение…
Но пусть нельзя забрать Донбасс де-юре, возможно, можно и нужно сделать это де-факто. Сделать так, чтобы процесс интеграции Донбасса с Россией стал необратимым, невзирая на дипломатические реверансы…
И что для этого можно было бы сделать?
Ускорить предоставление российского гражданства всем желающим гражданам Донбасса, несвязанным с украинскими националистическими структурами. Желательно довести российское гражданство хотя бы до 3/4 от взрослого населения. В приоритете гражданство предоставлять тем, кто возвращает украинские паспорта… Эти граждане сразу могли бы рассчитывать на российскую помощь, пенсию…
Россия должна взять под контроль финансово-информационные потоки Донбасса, обеспечить интеграцию социо-культурного, образовательного, правового пространства, развитие структур, обеспечивающих безопасность.
Производственно-экономический потенциал Республик должен согласовать, спланировать совместные действия с российским.
Собственность украинских националистов, олигархов, крупных собственников, госчиновников, которые поддерживали украинский националистический режим, должна быть национализирована там, где это еще не сделано.
Проявление очагов проукраинского национализма должны оперативно блокироваться, приграничные службы технически, организационно усиливаться.
Социальная поддержка населения должна быть связана с сотрудничеством с Россией, российским гражданством, с перспективой голосования за вхождение в Россию.
Репрезентативные социологические исследования в Республиках по вопросу отношения к вхождению в состав России следовало бы провести, это будет генеральная репетиция будущего референдума.
В связи с нежеланием Киева соблюдать Минские договоренности и угрозы реального вторжения Россия могла бы признать независимость Республик, что позволило бы положительно отреагировать на ее официальную просьбу об оказании защиты суверенитета…
Но в этом проекте есть и слабые места:
Формально Украина получает повод на вступление в НАТО как страна, решившая внутренние проблемы.
Это не отменяет санкции Запада, которые будут продолжаться и усиливаться.
Элиты Республик после того, как ситуация стабилизируется и опасность расправы с ними со стороны националистов отодвигается, очень быстро привыкают к статусу суверенитета и, судя по поведению Белоруссии, глубоко интегрироваться в Россию могут и не захотеть.
Независимость Республик может быть поддержана некоторыми нашими союзниками, но даже и нашими противниками, которые будут пытаться установить отношения с оппозиционными лидерами режима с целью отдаления Донбасса от России…
Ради сохранения власти лидеры могут прибегнуть к балансированию на грани многовекторных отношений. Лукашенко занимается этим уже более 25 лет…
Наконец, жесткие действия против Украины способны усугубить негативные настроения против России, как агрессора.
Между тем эффективная идеологическая работа России на Украине, серьезная поддержка оппозиции не налажена.
Скажем, если бы в России активно развивалась экономика, строились сотни крупных предприятий, мы могли бы пригласить украинскую молодежь на учебу и далее на работу на этих предприятиях — под предлогом, когда националисты уйдут в небытие — это будет профессиональный костяк, который будет возрождать новую демократическую Украину вместе с дружественной Россией…
Отсутствие серьезной долгосрочной политики в отношениях с Украиной, равно как и с другими постсоветскими республиками, отсутствие эффективной растущей экономики России, способной обеспечить тесную кооперацию и сотрудничество в финансовой, производственной социо-культурной, информационной сферах не позволяет выстраивать эффективную политику на возрождение обновленного Евро-Азиатского Союза под эгидой России…
Прозрение элит, позитивные процессы здесь все же имеют место, но их масштабы и темпы пока, без привлечение сотрудничества сил левых патриотов, протекают слишком медленно…
Василий Титов, специально для «Русской Весны»