Основатель «Сушкоф» и «ЖизньМарт» — о выборах в Заксобрание, Путине и Навальном
Бизнесмен из Екатеринбурга, основатель сетей «Сушкоф», «Дель Песто» и «ЖизньМарт» Иван Зайченко возглавил список партии «Новые люди» на выборах в Заксобрание Свердловской области. Для предпринимателя это первое участие в политике. Ранее он попадал в новости, когда пытался раздавать «просрочку» в магазине бесплатно (и получил штраф), раздавал воду и помогал пенсионерам продавать урожай. У Зайченко есть телеграм-канал, где он подробно пишет о выручке своих заведений, честно рассказывает об ошибках в бизнесе и воровстве в магазинах, а также о предложениях поучаствовать в выборах. Он обещает, что если станет депутатом, будет действовать так же. Xoroshiy.ru поговорил с Зайченко о том, зачем ему мандат, о президенте Владимире Путине и оппозиционере Алексее Навальном и «Единой России».
страница Ивана Зайченко на Facebook— Несколько недель назад вы в своем телеграм-канале писали, что у вас есть сомнения по поводу выдвижения на выборы. Что сподвигло вас все-таки выдвинуться? Какой фактор оказался решающим?
— Было два интересных момента. Первый — встреча с одним из людей, которые работают в другой партии. Я консультировался с максимальным количеством людей и встретился с вдохновляющим меня человеком, который играет за конкурирующую партию. Он посоветовал мне идти на выборы, потому что энтузиастов мало, он решил, что мне понравится.
Второй — выезд с «Новыми людьми», где я познакомился с командой, которая там работает. Ребята мне очень понравились, мне захотелось с ними поработать. Там такие люди 18–25 лет, которые горят идеей, хотят что-то менять, хотят в политику, потому что им все [происходящее] надоело. Они реально зажженные, мне это очень понравилось.
— У вас есть конкретная программа, предложения? Или вы хотите сначала избраться, а потом уже смотреть, как это будет?
— Я об этом попозже напишу [в телеграм-канале]. У меня нет и не может быть программы, потому что нас максимум один-два человека пройдет из «Новых людей». Если сильно повезет, то три. Повестку мы делать не сможем.
Единственное, что я могу и собираюсь сделать — все время действовать открыто, рассказывать все подробности, попробовать зажечь других людей. Сейчас я разговариваю со многими предпринимателями, они отвечают, что в политике делать нечего, потому что ничего поменять нельзя и даже время свое тратить не хотят.А если хотя бы кто-то один пройдет, расскажет, что это достижимо, то в следующий раз, возможно, нас будет не три человека, а десять.
То есть моя задача — максимально рассказать на понятном русском языке, что для этого нужно, потому что почти никто не понимает, как выборы строятся. Я сам три недели разбирался, что такое списки, что такое региональные и территориальные списки и так далее. Если я мотивирую других людей «от земли» пойти во власть, думаю, это будет хорошо для всех нас.
— У нас в последнем созыве четыре депутата из разных партий решили переизбираться именно от «Единой России», потому что считают, что только в ней есть какой-то ресурс и на что-то можно повлиять. Вы не думали об этом, и не делали ли вам предложение избраться от ЕР?
— Нет. И я бы точно не пошел.
— Вам она не нравится идеологически?
— Я не понимаю, какая у нее программа. ЕР — правящая партия уже много лет, как КПСС. И в стране ничего не меняется. Окей, дали шанс, дали время, раз не получается — значит, наверное, надо что-то менять в этой структуре.
— Есть мнение у политологов, что «Новые люди» — это фактически спойлер «Единой России», проект администрации президента. Слышали ли вы об этом, как к этому относитесь?
— Слышал. Все партии — спойлеры, если я правильно понимаю. Все люди, с кем я говорил, утверждают, что все партии согласованы с администрацией президента. Это понятно, но какие варианты еще есть? Здесь меня зажгла команда. Ребята правда думают по-другому, они очень современные, демократичные, стремятся к изменениям. Мне без разницы, чей они спойлер, но команда хорошая. Глава свердловского отделения «Новых людей» Рант Агаджанян — очень классный парень.
Основатель «Новых людей» — президент российской косметической компании Faberlic Алексей НечаевЯромир Романов / Xoroshiy.ru— Для вашего бизнеса будет хорошо, если вы изберетесь?
— Мне кажется, без разницы. Максимум, наверное будет попроще заключать договоры концессии, если я стану «человеком во власти». С другой стороны, у нас очередь на договоры концессии и так.
Я ведь не из сферы ЖКХ и не из строительства. Я могу обещать публично, что никогда не пойду в этот бизнес ни в каком формате.— Мне кажется, что ваши покупатели, клиенты — довольно оппозиционно настроенная часть общества, такой средний класс. Вы не боитесь, что ваше участие в выборах повлияет на их лояльность к вам?
Уральский предприниматель поможет пенсионерам продавать свой урожай через его магазин
— Я принял для себя решение — и озвучил его «Новым людям», — что я буду говорить искренне и то, что думаю. Не буду лукавить или обманывать. Если наши покупатели воспринимают меня нормально на данном этапе, не думаю, что после того, как я скажу какие-то вещи, которые думаю про политику, они станут меня хуже воспринимать. Потому что, думаю, мы с ними на одной волне.
— А вы собираетесь критиковать действующую власть во время кампании?
— Я не знаю. Если мне зададут конкретные, прямые вопросы, я скажу свое мнение о власти.
— Я могу вам задать несколько таких вопросов.
— Я думаю, про Навального?
Потому что все любят задавать вопрос, поддерживаю ли я Навального. Я ему очень сильно сочувствую, мне очень обидно от того, как с ним поступают. Это максимально несправедливо.Я не знаю ничего про его методы, но коррупция — это, наверное, действительно главный бич России. Это говорят умные люди, экономисты, это не я придумал. Любой формат борьбы с коррупцией — это ценность для России. Поэтому жаль, что так все произошло.
— А о Владимире Путине вы что думаете?
— В Китае был великий правитель — я не помню, как его зовут, — он провел реформу власти, который ограничил правление двумя сроками. Потому что после двух сроков начинается заплыв мозга и потеря ориентации. И здесь [у Путина] два срока все было круто, прямо хорошо получалось, у Медведева было круто, но дальше что-то пошло не так. И, мне кажется, пора на почетную пенсию как заслуженный президент России.
Интервью бизнесмена, раздававшего продукты бесплатно и получившего за это штраф
— Как вы оцениваете меры поддержки властью рестораторов во время пандемии?
— Мы не пользовались ими, потому что у нас доставка в основном, поэтому в пандемию мы были на коне, у нас сильно выросла выручка. На рестораны мы не брали. Поэтому я оценивать никак не могу. Но думаю, что любая поддержка — лучше, чем отсутствие ее.
— В своем посте в Telegram вы пишете, что это для вас что-то вроде большого разворота в политику…
— Не совсем. Я не планирую уходить из бизнеса. Если будет стоять выбор, я выберу бизнес. А это просто попробовать.
— Если вы проигрываете эти выборы, ждать ли вас на следующих?
— Все зависит от причины, почему я проиграю. Если это будет объективная причина: я не достаточно хорошо донес свои мысли, не нашел поддержки среди людей, среди которых я рассчитываю ее найти и это будут мои личные причины, тогда я попробую еще раз. Если я увижу, что правила игры грязные и там нереально, то больше пытаться не буду. И скажу, что это нереально, и моя надежда притянуть туда больше талантливых и пассионарных людей исчезнет.
— Кто ваш электорат? Вы рассчитываете на тех же людей, кто является вашими клиентами?
— Да. Например, с бюджетниками и некоторыми другими людьми я никогда не общался, не знаю, что им рассказать. Может быть, по ходу дела, когда мы начнем общаться и я увижу, что могу им что-то предложить, тогда да.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Xoroshiy.ru