Российская фантастика – время «неформата»
21 июня – это не только день летнего солнцестояния. Для всех любителей фантастической литературы это еще и «общий» день рождения самых знаменитых в России фантастов, Аркадия и Бориса Стругацких (АБС). Этот праздник придумали фанаты их книг: Аркадий родился 28 августа, Борис – 15 апреля, и в качестве их «совместного» дня рождения решено было взять день, находящийся по середине между этими двумя датами.
В этот день уже больше двадцати лет в Санкт-Петербурге вручается престижная награда за лучшие фантастические художественные произведения, а также за лучшие книги, написанные в жанре критики и публицистики – «Семигранная гайка» или «АБС-премия». В разное время ее лауреатами становились такие известные фантасты, как Михаил Успенский, Евгений Лукин, супруги Марина и Сергей Дяченко, а председателем жюри до самой своей смерти неизменно оставался Борис Стругацкий.
В этом году на «Семигранную гайку», вручение которой планируется в Пулковской обсерватории, номинируются романы «Министерство справедливости» Льва Гурского, «Эпидемия» Евгения Лукина и «Последний карантин» Геннадия Прашкевича, а также литературоведческие книги «Он придумал миссис Хадсон» Юлии Андреевой, «Трилистники» Николая Караева и «Апокрифы Зазеркалья» Евгения Харитонова.
Все эти книги очень разные и по стилю, и по содержанию, и это можно назвать приметой времени: чем дальше, тем более разнообразной и выходящей за строгие рамки тех или иных жанров становится российская литература, в том числе и фантастическая. Несмотря на то, что в целом из-за подорожаний бумаги и карантинных мер издатели выпускают сейчас меньше книг, те романы, которые все-таки издаются, становятся все более интересными и нестандартными.
- Еще недавно, в конце 90-х годов и начале нулевых, издать художественную книгу, хоть немного выбивавшуюся из жестких рамок того или иного жанра, было практически нереально, - вспоминает писательница Татьяна Алексеева-Минасян. – Слово «неформат» звучало для авторов, как самый суровый приговор: литературу, объявленную неформатной, издательства даже не рассматривали. К счастью, в последние годы ситуация начала меняться к лучшему. Строго форматные романы, хоть фантастические, хоть реалистические, слишком предсказуемы, и читателям все чаще хочется чего-то более необычного, не вписывающегося в рамки. И сегодня все чаще среди изданных в России книжных новинок можно увидеть произведения, написанные на стыке жанров, с нестандартными сюжетными ходами и непривычными героями. Яркий пример такой литературы – фантастический роман Игоря Аббакумова «Я начинаю путь…», в котором гармонично сочетаются путешествие в параллельный мир, приключения в этом мире и юмор, а также серьезные размышления о том, как могла бы развиваться мировая история, если бы в прошлом произошли те или иные изменения, и как это отразилось бы на судьбах известных исторических личностей. Или фэнтезийный роман Павла Виноградова «Хозяин Древа сего», где еще больше параллельных миров, исторических личностей и драматических событий, на фоне которых автор размышляет о Добре и Зле, о вере и об ответственности человека за свои поступки. Можно вспомнить и роман Дарьи Тоцкой «Море Микоша», написанный в жанре магического реализма и в оригинальной поэтической форме раскрывающий духовный мир карпатского народа гуцулов. И это далеко не единственные русскоязычные неформатные романы, недавно увидевшие свет – их становится все больше, что не может не радовать.