Расширение сети велодорожек на московских ООПТ наносит им вред – эксперт
Модератор тематической площадки Общероссийского народного фронта "Экология" в Московской области Антон Хлынов считает, что "велодорожки" на особо охраняемых природных территориях в черте города наносят удар по состоянию их биоценозов. Мнение эксперта противоречит утверждениям некоторых урбанистов, выступающих за максимальное развитие инфраструктуры для велосипедного транспорта как наиболее экологичного.
Антон Хлынов, приводя в пример велодорожки в парке "Лосиный остров", отмечает, что асфальтированные велодорожки из-за сильного перегрева их поверхности в жаркую погоду и большой разницы температуры между лугом и асфальтом в несколько градусов могут приводить к серьезному удару по природным территориям.
Эксперт считает, что "биоценотические утраты очевидны", но власти объясняют необходимость дальнейшего развития сети велодорожек в "Лосином острове" и в других ООПТ, ссылаясь на якобы нехватку велодорожек и их востребованность у населения.
"Надо как-то расставлять приоритеты. Сохранение природы в городе и отдых в природном окружении важнее езды "с ветерком". Иные ведь не только "с ветерком", но и с музыкальным фоном в наушниках. До природы уже дела в таком случае мало.
В приоритете на ООПТ должны быть, всё-таки, пешие прогулки", – полагает Хлынов.
Однако, замечает он, несмотря на то, что из бюджета было потрачено за десять лет на рекреационное "обустройство" московской городской части "Лосиного острова" сотни миллионов рублей, в парке до сих пор отсутствует удобная и экологичная сеть прогулочных тропинок.
Велодорожка в ООПТ "Лосиный остров". Источник: Facebook / Антон Хлынов
Однако эксперту возразили любители велопрогулок.
Так, Игорь Дмитриев отметил, что он не против сохранения природы, но велодорожки в парке "Лосиный остров" очень удобны, в том числе благодаря расположенной рядом станции МЦК, и подобных дорог необходимо как можно больше не только в Лосинке, но и повсеместно.
"Современные, комфортные и главное двухстороннего движения.(как это делается во многих странах). И главное – как можно дальше от пешеходов", – считает Дмитриев.
Антон Хлынов в ответ еще раз указал на необходимость расставлять приоритеты.
"Природа в городе необходима, прежде всего, для экологической стабильности. Для здоровья гораздо полезнее (по крайней мере - для большинства категорий горожан) - тихий отдых в природном окружении, пешие прогулки, нежели езда "на байках" (я ничего против этой езды как таковой не имею, контекст связан с особо охраняемыми природными территориями). Устройство подобных дорог на городских ООПТ - это колоссальная нагрузка на природную среду. На первый взгляд кажется, что такой линейный объект немного изымает у биоценозов. Но на самом деле такие объекты - это сильная фрагментация природных массивов, особенно с такой плотностью потока, особенно если это асфальт, особенно такой ширины. Тем более - если таких дорог будет "максимально много". При этом "максимально много" и при том количестве желающих прокатиться по этим дорогам горожан баланс интересов охраны природы и получения удовольствия от езды недостижим. В любом случае придётся ограничивать и количество трасс, и потоки, и само воздействие. Последнее должно быть связано с типом покрытия: грунт. А это уже не совсем то, конечно", – полагает эксперт.
Велодорожка в ООПТ "Лосиный остров". Источник: Facebook / Антон Хлынов
Говоря о приоритетах, Хлынов также отметил, что хотя урбанистика и её культура от природы далеки, без природы в городе тоже никак, и необходимо формировать особую культуру рекреации на ООПТ, особенно – на городских ООПТ.
"Пусть люди здесь будут ближе к природе, а их отдых – сообразен ей", – сформулировал свою позицию Хлынов.
Он также отметил, что необходимо учитывать размеры мегаполиса, количества его жителей. При почти двадцати миллионах жителей и при 20 тысяч гектаров ООПТ (в пределах МКАД – их меньше) – это колоссальная нагрузка на зеленый фонд города и здоровье людей.
Напомним, московские власти реализуют стратегию развития велотранспорта. Так, в марте 2021 года заммэра Москвы Максим Ликсутов заявил, что велосипеды и самокаты – одни из самых безопасных и востребованных видов транспорта во всех городах мира. Он также привел статистику, согласно которой расширяется география велопроката: в 89 московских районах в 2020 году можно было взять в прокат велосипед, а самокат – в 50 районах. В ноябре 2020 года для москвичей работали 662 пункта, где в общей сумме было 6,5 тысяч велосипедов. Протяжённость велоинфраструктуры (в том числе выделенных полос) сейчас в Москве более 900 км. В планах мэрии, по словам Ликсутова, дальнейшее расширение велоинфраструктуры, в том числе создание до 100 км новых временных велополос.
Ранее ИА FederalCity сообщало, что превратное понимание чиновниками различных ведомств норм 505-ФЗ, ослабляющих режим ограничений прав на земельные участки в национальных парках в границах населенных пунктов, может привести к массовому отчуждению земель национальных парков "в собственность кого угодно и под застройку".