Рита Сулоева
Опубликовано: 17:00, 15 июнь 2021
По материалам: znak
Другие новости

Руководство Челябинского облсуда — о работе в пандемию, суде присяжных и отношении к медиа

В Челябинской области в судах, как мировых, так и федеральных, за прошлый год рассмотрели более миллиона дел — от материалов по административным правонарушениям до сложных уголовных процессов. Внесла свои коррективы пандемия, когда в периоды подъема заболеваемости суды оказались закрыты для посещений, какие-то дела приходилось откладывать, где-то смириться, что стороны могут злоупотреблять тем или иным образом. О непростом периоде, а также о развитии института судов присяжных, ротации судей и отношении к прессе — мы поговорили с председателем Челябинского областного суда Вячеславом Малашковцом и его заместителем Александром Зиминым.

Александр Зимин и Вячеслав Малашковецпресс-служба Челябинского облсуда

О работе в пандемию

«Суды сейчас фактически работают в обычном режиме, если не считать общих требований о ношении перчаток, масок и соблюдении социальной дистанции. К этому мы привыкли и стараемся следовать этим правилам, — рассказал Вячеслав Малашковец. — Дела рассматриваются, президент в целом оценил работу судов в 2020 году как положительную, что ценно, потому что хвалят нас не часто. Конечно, было тяжело в первое время после введения карантинных мер, потому что было не понятно, как работать, какие дела можно рассматривать, какие нельзя. Не рассматривать — это сразу увеличение сроков, рост нагрузки на судей, недовольство участников процессов. Рассматривать — может быт вспышка заболевания, очагом которой станет суд. Работать было очень непросто. В какой-то промежуток времени у нас болели и судьи, и работники аппарата. Сейчас работаем как обычно».

По словам председателя областного суда, от введения ограничительных мероприятий есть и плюсы: наладился процесс дистанционной работы, в том числе работы с корреспонденцией, показали свою эффективность заседания, где участникам разрешали не приезжать в процесс, а участвовать дистанционно. Пандемия ускорила процесс цифровизации судов, и сейчас в законодательстве грядут изменения, по которым дистанционные форматы работы будут прописаны более подробно.

При этом, по словам Александра Зимина, на качестве рассмотрения дел пандемия не сказалась.

Хотя не обошлось без сложностей: одни просили ускорить процессы, вторые затягивали рассмотрение, не являясь в судебное заседание под предлогом пандемии и нежелания идти в суд и рисковать здоровьем.

«Сейчас мы нашли здравый баланс. Конечно, были и жалобы. Никто не знал, как нужно поступить в данной ситуации. Кто-то из председателей перестраховывался, но я не уверен, можно ли бросать камень в его огород. Мы старались координировать, участвовать в решении тех или иных проблем», — заключил председатель облсуда.

О кадрах

В 2019 году из Челябинского областного суда во вновь созданные на территории Челябинска Седьмой кассационный суд разом ушли 40 судей, а также работники их аппаратов. И лишь сегодня областной суд может говорить, что практически восполнил кадровый дефицит, хотя судьи продолжают уходить в кассацию, а на их место требуется искать других компетентных специалистов.

Путин перевел в Седьмой кассационный суд судей Челябинского и Свердловского облсудов

«У нас был хороший работоспособный коллектив. Сейчас мы все потери восполнили, — отметил Вячеслав Малашковец. — Но и вновь прибывающие судьи продолжают уходить. Я их понимаю: это вышестоящий суд, это карьера, это более высокая зарплата в конце концов. Многим хочется перемен, так как в суде мало возможностей для карьерного роста: людей грамотных и умных много, а вакантных должностей нет. Многие переходят туда, чтобы расти профессионально, хотя работать там непросто, так как нагрузка велика».

Кадровый дефицит Челябинский областной суд восполнял в основном за счет перехода судей из районных и городских судов муниципалитетов. Однако это вскрыло другую проблему — кадровый дефицит уже там, особенно в малосоставных судах. Нагрузка на судей там достаточно велика. При этом оптимизировать работу можно, в том числе за счет объединения судов, как это было сделано в Карабаше и Нязепетровске.

О суде присяжных

Говоря о работе районных судов, руководители Челябинского областного суда отметили сложность рассмотрения там дел с участием коллегии присяжных заседателей.

«При менталитете русского человека, отношении к жизни, к быту рассматривать дела с участием присяжных в районных и городских судах, особенно если это небольшая территория, где все друг друга знают, очень сложно, — рассказал Александр Зимин. — Прежде всего очень сложно набрать присяжных, люди крайне неохотно являются для выполнения этой почетной обязанности».

Челябинский облсуд отменил оправдательный приговор по делу об убийстве из ревности

По словам Александра Зимина, остро стоит вопрос о принятии присяжными решения о виновности или невиновности человека. Здесь очень много факторов. Один из них — фактическая невозможность оградить присяжных от внепроцессуального давления. Соцсети, разговоры на улице, разговоры в семье — все это влияет на вынесение вердикта. И не всегда такой вердикт будет справедлив. Не так давно как раз из-за внепроцессуального давления на присяжных со стороны защиты был отменен оправдательный приговор Красноармейского районного суда по обвинению человека в убийстве. У присяжных там посредством активной кампании в соцсетях формировали мнение о невиновности человека. Дело направлено на новое рассмотрение.

Тем не менее, по словам руководителей областного суда, институт присяжных заседателей будет развиваться и совершенствоваться, хотя, конечно, далеко не все категории дел должны рассматривать непрофессиональные судьи, которые могут легко поверить красноречию одной из сторон и закрыть глаза на очевидные вещи.

О СМИ

И Вячеслав Малашковец и Александр Зимин признаются, что читают средства массовой информации, социальные сети и следят за развитием тех или иных резонансных историй. Судьи не могут жить в современном мире в вакууме, хотя многие и стараются оградить себя от лишнего информационного шума.

«Конечно, когда на рассмотрение поступает то или иное резонансное дело, судья это понимает, — говорит Вячеслав Малашковец. — В какой-то части к рассмотрению таких дел, может быть, подходят более детально. Но на принятие итогового решения резонанс в СМИ влиять не должен, так как суд опирается на представленные сторонами доказательства и их анализ. Это очень важно, потому что мы видим, что участники процессов через СМИ пытаются формировать у аудитории ту или иную точку зрения. Именно поэтому порой вынесение итогового решения не совпадает с картиной, которую сформировали стороны у общества. Потому что фактические обстоятельства — говорят о другом».

пресс-служба Челябинского облсуда

Говоря о влиянии СМИ, руководители облсуда отметили, что, по их мнению, повлиять на судью нельзя, так как вынесение неправосудного, незаконно решения всегда будет на его совести. Кроме того, если такое решение будет вынесено, то его с большой долей вероятности отменят в суде вышестоящей инстанции. К слову, Седьмой кассационный суд отменяет или меняет около 30% решений Челябинского областного суда. Эта статистика — средняя по стране. Такой же процент решений районных и городских судов отменяет в апелляции и областной суд. При этом Александр Зимин признал, что далеко не верно убеждение отдельных участников процесса, что апелляция и затем кассация формально подходят к рассмотрению жалоб и представлений. Порой даже среди тройки судей в апелляции бывают споры, какое решение принять по тому или иному делу.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Xoroshiy.ru

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: