Иван Филипов
Опубликовано: 12:42, 24 май 2021
По материалам: chistovik
Технологии

Когда ждать нового объединения регионов

Когда ждать нового объединения регионов

«Власти принимают такие непопулярные решения в одно и то же время».

Тема объединения субъектов России вернётся в повестку не раньше, чем после сентябрьских выборов в Госдуму, уверен профессор, автор 300 работ о развитии страны и регионов Владислав Иноземцев.

Оптимальным временем будет 2022 год, когда до президентской кампании будет много времени, и власти могут принять непопулярные решения, заявил он в интервью URA.RU.

Сам Иноземцев против объединения регионов, ведь оно обостряет сложные вопросы федеративного устройства, а иногда и межнациональные отношения.

— Тема укрупнения регионов не поднималась с прошлого года, когда обсуждалось объединение НАО с Архангельской областью. Затем о возможном слиянии Курганской и Тюменской области, а также Еврейской автономной области с Хабаровским краем заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. В Кремле подтвердили, что такое возможно. С тех пор она периодически обсуждается. Как считаете, это частное мнение Хуснуллина или тема стоит на повестке дня в правительстве и в Кремле, и он бросил некий «пробный шар»?

— Думаю, Марат Хуснуллин отражал обсуждения и дебаты, которые идут в правительстве. Но ему вряд ли было дано прямое указание их озвучивать. Мне кажется, что желание сократить количество субъектов, ну и заодно их полномочия, присутствует у руководства страны.

Российские власти хотят управлять более простыми и послушными субъектами. С точки зрения Кремля, чем их меньше, тем лучше.

Та же история с присоединением Ненецкого округа к Архангельской области решала очень многие бюрократические проблемы, а новый крупный субъект моментально становился бы донором федерального бюджета.

— Впереди парламентские выборы. На ваш взгляд, будет ли тема объединения регионов подниматься до голосования?

— Если власть захочет объединить регионы, то время между концом парламентской кампании [сентябрь 2021 года] и 2024-м годом [выборы президента] хорошо подходит.

Мы прекрасно помним, что все непопулярные инициативы предпринимались после крупных выборных кампаний, когда до следующих еще далеко. Последний пример — повышение пенсионного возраста [решение было принято после президентских выборов 2018 года и за три года до выборов в Госдуму-2021].

Поэтому такие шаги возможны начиная с 2022 года. Во время парламентских выборов эта тема подниматься точно не будет.

— Какие регионы ни при каких условиях не подпадут под укрупнение, по вашему мнению?

— Национальных республик меньше быть не может. Это раз. А такие регионы, как Красноярский край, которые и так уже как пол-Европы, куда ещё их можно укрупнять? Опять-таки, зауральские территории — они все достаточно крупные. Красноярским, Забайкальским краем и Камчатской областью сложно управлять — это территории, которые и так слишком велики по своей площади.

— Остаются регионы из центральной России?

— Сегодня можно относительно безболезненно объединить только чисто русские регионы. Например, Рязанскую область с Калужской. Я не вижу в этом катастрофической проблемы. Но не вижу и необходимости.

У нас есть Ингушетия с населением чуть более 500 тысяч человек, маленький регион, который никак нельзя соединить с Чечней или Северной Осетией.

И, например, Воронежская область с населением в 2,3 млн. человек, которую могут вдруг захотеть с кем-то слить. И возникает вопрос: почему русский регион с двумя миллионами человек можно присоединить к другому, а Ингушетию нельзя? Над кем у нас позволено ставить эксперименты, а над кем — нет?

— Вы сами сказали — федеральные власти хотят укрупнить регионы, чтобы легче ими управлять.

— Я этого не понимаю. Экс-губернатор Красноярского края, ныне покойный Валерий Зубов рассказывал мне, что в самые тяжёлые времена, в 1992—1995 годы, именно губернаторы, которые были избраны в регионах и имели полномочия, авторитет, выступали очень хорошим буфером между недовольными людьми в регионах и Москвой. В какой-то мере этим снижался градус общественного раздражения.

Сейчас Москва замыкает на себя фактически всё. И пока ситуация хотя бы в экономической сфере стабильная, это можно терпеть. Но, если возникнут проблемы (экономические, политические, социальные) то я боюсь, что единственный центр власти будет подвержен серьёзным перегрузкам, если в стране не будет авторитетных региональных руководителей — причём как можно ближе к народу, а не на большой дистанции от него.

— Вы считаете, что Россия сможет существовать без жёсткой вертикали, централизации?

— Мы пытаемся создать иллюзию, что страна единая. Но эта иллюзия — опасна. В начале 2000-х годов у меня было несколько разговоров с [экс-президентом СССР] Михаилом Горбачевым на эту тему.

Мы обсуждали, почему национальный вопрос оказался таким неожиданным для компартии и так резко вышел на первый план. И Михаил Сергеевич откровенно говорил, что в ЦК КПСС обсуждались экономические проблемы, инициативы по демократизации, по развитию гласности, созданию элементов правового государства. Но страна не воспринималась как разделённая на национальные территории.

Считалось, что это обычная европейская страна, с единым гражданством — что «новая историческая общность людей» давно существует. Её отсутствие в СССР заметили слишком поздно.

Но мы и сейчас пытаемся создавать вид, что национального вопроса в России нет. Во всем мире этнические движения и национальные идентичности играют всё большую роль, а у нас их как бы нет и не было.

Мне кажется, что нам не надо закрывать глаза на то, что фактически создается собственный эмират в Чечне, что множество русских уехало из северокавказских республик, Тувы, Горного Алтая.

Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр сделал очень хорошую вещь, когда он в конце 1990-х годов без жёсткого нажима снизу передал очень большое количество полномочий Уэльсу и Шотландии, тем самым предвосхитив возможность какого-то низового протеста. И сделал абсолютно правильно — Великобритания до сих пор едина.

И это отличает ее от той же самой Каталонии, где два-три года назад были серьёзные события на почве развития движения за большую автономизацию.

— То есть в других странах не обсуждается укрупнение субъектов, это у России особый путь?

— У России был целый период объединения регионов, который начался ещё в 2003-м году и активно использовался до 2008-го года, до конца второго президентского срока Владимира Путина. Потом это прекратилось.

Проблема заключается в том, что Россия декларирует себя как Федерация. Но в других Федерациях я не знаю прецедентов по укрупнению субъектов. Есть обратные процессы — в результате низовых движений в федеративных странах возникают новые субъекты, обретающие дополнительные права.

Например, сейчас в Америке идёт спор по поводу Вашингтона, жители которого хотят превращения города из особого федерального округа в новый штат. В Канаде постоянно возникают такого рода проблемы.

Борьба идёт за расширение автономии и дополнительные права. Нигде нет тренда на унификацию.

— Один из аргументов в пользу укрупнения субъектов РФ — короткая «кадровая скамейка» потенциальных руководителей регионов. Где взять готовых губернаторов сразу на 85 субъектов?

— «Кадровая скамейка» не короткая, а кривая и бездарная. Приведу пример. В 1990-е годы, когда в стране начались потрясения, упоминавшийся мной Валерий Зубов преподавал экономику в Красноярском университете. Потом его пригласили в правительство края для экономической работы. А через год он был избран губернатором.

В регионах огромное количество людей, которые болеют за судьбу своей территории, которые жили там постоянно и вполне могут быть адекватными руководителями. Я против тенденции, когда губернаторов присылают из Москвы. Нет ни одной Федерации в мире, где президент может назначить губернатора.

Региональная политика — это региональная политика. А Москва должна прислушиваться к регионам, отвечать их чаяниям, потому что это Федерация.

Поэтому не думаю, что здесь вообще должна идти речь о какой-то «скамейке запасных». Эти «скамейки» есть в каждом регионе, и очень длинные. Их сейчас пытаются искусственно «укоротить», но это неправильно.

— Вы против укрупнения регионов. А как считаете, будут ли приняты в состав России непризнанные территории — Южная Осетия, Луганская и Донецкая республики, Абхазия? И можем ли мы объединиться с Белоруссией?

— Такой вариант возможен, если Кремль посчитает, что это повысит популярность власти и укрепит позиции президента.

Но, я думаю, только за исключением Белоруссии. Потому что проблема Южной Осетии, Абхазии и Донбасса связана с тем, что в этих регионах люди на протяжении многих лет в том или ином виде зависят от России, они стремились в Россию, у многих есть российские паспорта.

К тому же у жителей есть воображаемые или реальные враги — правительства, которые вели несколько гражданских войн с этими регионами. Это Грузия в случае с Абхазией. Это Украина в случае Донбасса. Войны, вне зависимости, кто в них был прав, а кто виноват, порождают ненависть, отчуждение, желание обрести внешнего защитника.

— Почему Белоруссия — исключение?

— В Белоруссии сформировалось общество, которое не хочет ни в Россию, ни в Европу. Это общество состоит из миллионов людей, которые за годы приспособились к их нынешнему статусу.

Это страна, в которой полтора миллиона человек имеют постоянные Шенгенские визы. Сотни тысяч людей работают в странах Балтии и в  Польше.

Если вы присоединяете Беларусь к России, огромное количество людей лишаются привычного образа жизни. Я не говорю, что это ещё и вызывает международный скандал страшной силы. Россия получает огромное число людей, которые не готовы жить так спокойно, как хотелось бы Кремлю, чтобы жили его подданные.

Рустам Сабанчеев

URA.RU

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: