Ольга Иванова
Опубликовано: 16:21, 22 апрель 2021
По материалам: federalcity
Другие новости

От товарного знака до тайны исповеди

На участников рынка медиаиндустрии – от СМИ до пользователей соцсетей – зачастую накладывается ряд неочевидных ограничений, ведь распространение информации регулируется разными отраслями права. О нюансах и подводных камнях правовой безопасности в медиасреде, а также об инструментах, которые помогают пройти эти узкие места ИА FederalCity рассказала директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.

По ее словам, информация как объект правоотношений в последние годы вытесняет более традиционные предметы регулирования. Так, помимо закона о СМИ, принятого в 1990-е годы и гарантировавшего конституционное право на доступ к информации, а также гражданско-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в 2006 году был принят так называемый «трехглавый» закон 

«Об информации, информационных технологиях и защите информации».


От товарного знака до тайны исповеди
Авторское право охраняется во всех сферах интеллектуальной деятельности. Фото с сайта ru.freepik.com

Если закон о СМИ дает журналисту множество прав и возможностей, в чем-то даже ставит его в привилегированное положение по сравнению с гражданами без пресс-карты, то институт интеллектуальной собственности как раз ограничивает медиа в возможностях использовать те или иные сведения.

- Плохая новость для медиа в том, что авторское право охраняет абсолютно любой результат творческой деятельности, независимо от достоинства, качества, формы выражения. Мы объясняем это школьникам на примере их письменных работ: даже сочинение, за которое учитель поставил тебе двойку, это все равно охраняемое литературное произведение, - отметила Екатерина Чуковская.

Хорошая же новость заключается в том, что не всякий контент становится объектом авторского права. Например, новостные сообщения, а многие результаты творческой деятельности можно использовать в информационных целях свободно – в рамках так называемой «свободы панорамы» или цитирования с указанием автора и источника заимствования.


Фото с сайта ru.freepik.com

- Авторское право пытается найти баланс интересов разных участников правоотношений: автора и публики, автора и посредников, например издателей, продюсеров, редакций СМИ. В этом поиске баланса все больше открытых зон, особенно если учесть, что технологические возможности все чаще не совпадают с юридическими предписаниями, - рассказывает эксперт.

Екатерина Чуковская напомнила, что помимо авторских прав в медиаиндустрии существенным образом задействованы права на иные интеллектуальные продукты и средства индивидуализации: 

- В последние годы владельцы товарных знаков начали откровенно преследовать интернет-сайты, - говорит она. – Доходит до смешного. Производители автомобилей судятся с собственными партнерами – автосервисами по поводу размещения товарных знаков на сайтах и вывесках.


Фото с сайта ru.freepik.com

Работникам медиа необходимо помнить, что кроме произведений есть коммерческие обозначения и фирменные наименования, правовая иерархия между товарным знаком и доменным именем и другие предметы регулирования интеллектуальных прав.

Охраняются законом пространственные модели, пришедшие на место географических карт, изображения людей и их персональные данные, а также тайны от государственной или коммерческой до профессионально хранимой: адвокатской, врачебной, нотариальной, тайны исповеди. 

Непросто будет медиа и с музейными предметами, а также с государственными символами. Кроме того, прямо сейчас во всем мире идут дискуссии об охраноспособности произведений, созданных искусственным интеллектом.

Но это еще не все, что может ограничить журналиста, медийщика и любого контентмейкера в его профессиональной деятельности. Распространение информации, способной нанести урон здоровью и развитию детей, пропаганда экстремизма и терроризма, популяризация вредных привычек, оскорбление чувств разнообразных групп, нецензурная брань – вот лишь немногие из тем, где установлены правовые барьеры распространения информации.


Фото с сайта ru.freepik.com

- Если даже в документальном фильме, где люди не играют, а ведут себя естественно, будет зафиксирована нецензурная брань, авторы столкнутся с негативными последствиями. Фильм может остаться без прокатного удостоверения, у него могут отобрать удостоверение национального фильма, - предупреждает Екатерина Чуковская.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)