Власти Турции решили копать второй канал из Мраморного моря в Чёрное
«Запасная» водная артерия пройдет почти параллельно проливу Босфор.
Министерство окружающей среды и градостроительства Турции утвердило план строительства нового судоходного канала, который позволит значительно увеличить навигацию между Чёрным и Мраморным, а далее со Средиземным морями.
С вводом его в эксплуатацию облегчится судоходство по знаменитому проливу Босфор, по обоим берегам которого располагаются районы 15-миллионого Большого Стамбула. В настоящее время это самый перегруженный морской путь в мире.
Подарок к юбилею
Протяжённость нового канала, получившего название «Стамбул», составит 51 км, ширина — 150 м, глубина — 25 м. Его пропускная способность составит до 85 тысяч судов в год, включая танкеры с полным водоизмещением 300 тыс. тонн.
Бюджету страны реализация этого гиперпроекта обойдётся в 75 млрд. лир ($9,2 млрд.). При этом турки рассчитывают профинансировать его самостоятельно, не обращаясь к иностранным кредиторам.
Впервые идею строительства нового канала высказал премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган в апреле 2011 года.
Согласно первому проекту, канал планировали проложить западнее города Силиври, но потом решили «подвинуть» его на восток. Теперь он пройдёт в границах Стамбула.
Реализацию амбициозного проекта хотят приурочить 100-летнему юбилею со дня основания Турецкой Республики, которое будет отмечаться в 2023 году.
Стамбульцы — против
Против данного проекта выступают мэрия, многие жители Стамбула и экологи разных стран. Они уверены, что строительство морского канала приведёт к экологической катастрофе в столице Турции. Прекратит своё существование пресноводное озеро Дурусу, откуда берётся пятая часть всей питьевой воды для города, будут уничтожены сельскохозяйственные и лесные земли, начнётся засоление окрестных территорий и подземных вод, а также изменится солёность Мраморного моря. И, наконец, грандиозная стройка и на время работ создаст очень много проблем в Стамбульской агломерации.
Результаты соцопросов говорят, что только 7,9 % горожан поддерживают идею строительство канала, а 80,4 % выступают против.
Третий — лишний?
Кроме того, существует идея прокладки третьего судоходного канала между Мраморным и Чёрным морями, который планируется прорыть ещё западнее канала «Стамбул».
Вадим Хныгин