Иван Филипов
Опубликовано: 17:28, 09 октябрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

Мягкая реакция на митинги: новая тактика или ситуативный ответ?

Екатерина ВинокуроваМягкая реакция на митинги: новая тактика или ситуативный ответ?Яромир Романов/Znak.com

7 октября, в день рождения президента Владимира Путина, в разных городах России по призыву политика Алексея Навального прошли оппозиционные акции. В большинстве случаев они не были согласованы с городскими властями. Сам Навальный отбывает 20-суточный административный арест.

Судя по отзывам в соцсетях, акция 7 октября собрала гораздо меньше участников по сравнению с акциями 26 марта и 12 июня. В Москве количество участников выступлений оценивается примерно в 3 000 человек, самыми многочисленными они оказались в Санкт-Петербурге — на них вышли несколько тысяч человек.

Акции отметились сравнительно меньшим количеством задержаний участников.

Согласно сайту «ОВД-инфо», всего в 26 городах России был задержан 271 человек. 62 человека задержаны в Санкт-Петербурге, 57 – в Ярославле, 21 — в Краснодаре, 20 — в Липецке. Одного из задержанных в Краснодаре уже арестовали на трое суток.

Для сравнения, после акции 12 июня сайт «ОВД-инфо» сообщал о 823 задержанных только в одной Москве, 658 в Санкт-Петербурге и более 1700 по всей России. В ходе акции 26 марта, по данным «ОВД-Инфо», количество задержанных по всей России превысило 1030 человек.

С учетом российской практики нынешнюю тактику силовиков можно назвать очень мягкой.

Возможно, главной причиной стал именно день рождения Путина: едва ли репортажи в западных СМИ об ОМОНе, избивающем и задерживающем протестующую молодежь, были бы хорошим подарком на день рождения президента.

Возможно, какую-то роль сыграли и события в Каталонии, где демонстрантов — сторонников референдума по отделению от Испании жестко задерживают и разгоняют правительственные войска. Российская власть любит говорить о нарушении Западом прав человека, в том числе на свободу собраний. Было бы слишком нелепо ровно в эти же дни действовать аналогичным образом.

Политолог Аббас Галлямов считает, что говорить о новой стратегии власти по отношению к протестующим нельзя: она действует ситуативно.

«Увидев, что протестовать вышло гораздо меньше людей, чем в предыдущие разы, среди властей возобладал благодушный настрой. Когда власть чувствует себя победителем, она добреет. Жестко действует она обычно в ситуациях, когда бывает напугана, — рассуждает Галлямов. — Наверное, Кремль доволен, что с помощью волны губернаторских отставок он перехватил у оппозиции тему перемен. Теперь за обновлением власти избирателю незачем идти к Навальному, перемены ему организует сам режим. Единственная проблема здесь заключается в том, что губернаторы скоро кончатся и неясно, что Кремлю делать дальше».

Какой-то новой тактики не видно. Власть просто разумно действует по обстоятельствам, говорит руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«Сегодня так. В марте было по-другому. Самое опасное для власти — ограниченность в наборе инструментов для реакции. И пока эту опасность власть грамотно обходит», — считает Чеснаков.

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что тактика власти в этот раз напрямую связана со снижением численности участников, кризисом креатива у Навального и снижением внутриэлитной поддержки его проекта: «После того, как Медведева выбили из числа кандидатов в президенты 2018, "скрипач не нужен"».

Власть разыграла с протестующими «двухходовку», считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«Вначале мощный вброс информации о том, что будут жестко разгонять (чтобы снизить число участников). А затем более мягкий, чем ожидалось, подход. Хотя отдельные проявления чрезмерного насилия и были, но, во-первых, их можно отнести к «инициативе снизу», а, во-вторых, на общем фоне о них говорили мало. Как представляется, какого-либо универсального подхода к акциям оппозиции не выработано, — продолжает Макаркин. — В данном случае власть не хотела, чтобы день рождения президента сопровождался кадрами избиений людей. Эти кадры были бы и в интернете, и на зарубежных телеканалах. А так информационная ситуация выглядела для нее вполне благоприятной. В следующий раз подход может быть другим».

Жесткий разгон политических акций способствует радикализации общественных настроений и настраивает людей с активной гражданской позицией против власти, рассуждает глава Политической экспертной группы Константин Калачев.

«Оппозиционные настроения жесткая и жестокая реакция на митинги не только не гасит — это все равно что тушить огонь бензином. Думающие люди во власти это понимают. Если уж органы исполнительной власти не готовы согласовать тот или иной митинг, лучше хотя бы обходиться без демонстративных перегибов и массовых задержаний. Пар из котла выходить должен. Но региональные и местные власти боятся ответственности. В этом случае достаточно хотя бы обойтись без полицейских дубинок».

«Малочисленность последних протестных акций, похоже, успокоила тех, кто принимает решения по тактике противодействия протестующим. Спокойная реакция должна продемострировать силу и уверенность. Полагаю, что в нынешней ситуации это совершенно правильно. Хотя без перегибов на местах все-таки не обходится», — резюмирует эксперт.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)