Игорь Ласточкин
Опубликовано: 09:21, 15 январь 2021
По материалам: federalcity
Другие новости

"Закон глуп и безграмотен". Научное сообщество против законопроекта о регламентации просветительской деятельности

В ноябре 2020 года в Государственную Думу был внесен пакет поправок в закон об образовании. Проект вызвал резкую критику научной общественности. 

В законопроекте предлагается внести в закон "Об образовании" понятие "просветительская деятельность", определить ее правовые основы, порядок осуществления и требования к ее участникам. Авторы поправок считают, что отсутствие регулирования в этой сфере "создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя". В законопроекте предлагается Минобрнауки и Минпросвещения наделить полномочиями лицензировать просветительские проекты. 

В декабре 2020 года в Общественной палате РФ прошли слушания, на которых законопроект был раскритикован учеными и популяризаторами науки. 

"Коммерсант" сообщает, что представители научного сообщества отметили такие недостатки законопроекта, как крайне широкое определение просветительской деятельности, под которое подпадают сайты, YouTube-каналы, подкасты. Из-за регламентации действий в просветительской деятельности многие проекты могут закрыться. Кроме того, было высказано мнение, что положения в законопроекте повторяют уже действующие законы "Об информации" и "О противодействии экстремистской деятельности". 

Тем не менее, в министерстве просвещения РФ поддержали законопроект. 

В конце декабря он прошел первое чтение в Государственной Думе. 

"Закон глуп и безграмотен". Научное сообщество против законопроекта о регламентации просветительской деятельности

Пустая аудитория. Источник:  https://pixabay.com 

На сайте Change.org появилась петиция, в которой содержится призыв отклонить законопроект, так как он, по мнению ее авторов, несет угрозу закрытия многим просветительским проектам, основанным на энтузиазме их участников. Барьером для них могут стать многочисленные бюрократические требования, необходимость лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п., что заложено в законопроект. 

Авторы воззвания требуют учесть голос просветительского сообщества и миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей.

"Законы должны помогать  просвещению, а не мешать ему!" – говорится в заключение петиции. 


Доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук Михаил Гельфанд оставил под петицией резкий отзыв о законопроекте: 

"Закон глуп и безграмотен. Его последовательное применение невозможно, он избирательно подвешивает угрозу наказания над любым, занимающимся просветительской деятельностью – от лекторов и организаторов мероприятий до библиотек и клубов, ставших площадками этих мероприятий". 


21 января – последний срок представления поправок, после чего законопроект  будет рассмотрен во втором чтении. Авторы петиции считают, что еще можно повлиять на ситуацию. Петицию поддержали более 40 тысяч человек

12 января Президиум Российской академии наук (РАН) решил направить в Госдуму запрос об отзыве законопроекта о просветительской деятельности. Ученые и популяризаторы науки в специальной декларации назвали "глубоко оскорбительной" постановку вопроса о лицензировании или иной регламентации просветительской деятельности со стороны государственных структур. 

"Мы считаем глубоко порочной саму концепцию Законопроекта № 1057895-7, которая не может быть улучшена отдельными поправками. Мы требуем немедленного отзыва этого позорного законопроекта из Государственной Думы", – говорится в тексте декларации, которую подписали 644 представителя научного сообщества

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)