Иван Филипов
Опубликовано: 22:21, 25 октябрь 2020
По материалам: znak
Другие новости

Археологическая карта Екатеринбурга: где покоится копия Шигирского идола

24 января 1890 года золотодобытчиками, работавшими на Втором Курьинском разрезе Шигирского торфяника (сейчас это окрестности Кировграда), на глубине четырех метров были найдены десять кусков крупной деревянной скульптуры. Это то, что сейчас называют «большим Шигирским идолом», который, согласно обнародованным в 2017 году данным, является самой древней в мире деревянной скульптурой, чей возраст составляет 11,6 тыс. лет. Мало кто знает, но в окрестностях Екатеринбурга в конце 1980-х годов была захоронена полная копия Шигирского идола. Она была сделана под руководством археолога Сергея Погорелова участниками археолого-краеведческого кружка городского Дворца пионеров, участвовавшими в исследовании уникального поселения Шувакиш I. Зачем им это понадобилось — в новом материале Xoroshiy.ru из цикла «Археологическая карта Екатеринбурга».

Дарья Козинова / Xoroshiy.ru

В 1854 году на Цюрихском озере в Швейцарии начали строить плотину, чтобы поднять уровень обмелевшего водоема. Попутно приступили к расчистке дна от накопившегося там ила. Через какое-то время машины, которыми черпали донные отложения, начали выбрасывать на берег элементы старых деревянных конструкций и свай. Внимание на них обратил учитель промышленной школы в Цюрихе Фердинанд Келлер. Он стал автором сенсационного открытия, которое дало миру новое направление археологических исследований. Благодаря Келлеру мир узнал о свайных поселках, древних Венециях, строившихся прямо в акваториях водоемов. Сейчас в Альпах изучено более 100 таких поселений, их возраст колеблется от 5000 до 500 лет до нашей эры.

Археологическая карта Екатеринбурга: где покоится копия Шигирского идола

Благодаря консервирующим свойствам торфа и сапропеля (озерного ила), до нас и дошли изделия вроде Шигирского идола, а также тысячи других вещиц из дерева и кости. 

Это была своего рода сенсация. Единственным торфяниковым памятником в окрестностях Екатеринбурга до этого считалась стоянка Разбойничий остров I на 1-м Карасьем озере (расположена неподалеку от МВЦ «Екатеринбург-Экспо»). Ее открыли еще в XIX веке и ничего подобного близ города потом долго не находили. С 1985 по 1997 год усилиями Погорелова и его воспитанников из археолого-краеведческого кружка городского Дворца пионеров (сейчас — Дворца творчества учащихся) в окрестностях Екатеринбурга были открыты еще 17 археологических памятников такого типа.

Само поселение Шувакиш I раскапывалось с 1986 по 1990 год участниками кружка, студентами профильных вузов и волонтерами под руководством все того же Сергея Погорелова и Натальи Чаиркиной, ныне заместителя директора Института истории и археологии Уральского отделения РАН. Суммарно им удалось исследовать 314 квадратных метров памятника. Согласно монографии Чаиркиной «Энеолит Среднего Урала», на этом месте были собраны 9882 фрагмента керамики, 6624 изделия из камня и, что куда интереснее, 9000 предметов из органики, по преимуществу дерева.

59,6% от всего объема находок из органики — это отходы производства, то есть всевозможная щепа и обломки древесины. Еще примерно 34,4% — заготовки изделий: доски, плахи и рейки, запасенные древними людьми для каких-то собственных нужд. Готовые изделия составили всего 3,8% находок данной категории. Но каждое из них — это новая страница в описании быта древних уральцев.

Так, в ходе исследования торфяниковой части поселения Шувакиш I были обнаружены фрагменты 14 деревянных весел. Полностью реконструировать удалось три из них. Все оказались длиной около 120 сантиметров, вытянутыми овальными лопастями шириной до 15 сантиметров и толщиной около полутора сантиметров. Длина лопастей составляла примерно треть от общей длины весла. 

Наибольший интерес представляет собой уникальное составное весло, предок тех, что сейчас используют многие рыбаки для своих резиновых лодок. Состояло весло из слега изогнутой лопасти и отдельной рукоятки. Совмещались части изделия благодаря краям, обработанным специальными косыми срезами. Жесткость конструкции, возможно, обеспечивали кожаные ремни, для крепления которых на весле были предусмотрены выемки. 

Не исключено, что весло это использовалось в сакральных целях. На эту мысль исследователей натолкнули остатки рисунка, напоминавшего бабочку, на фрагментах лопасти черной углистой краской. В конце концов располагавшиеся на болотах святилища, посвященные богам подземного и подводного мира, известны по всей Европе.

Также были найдены 15 грузил-кибасов, предназначавшихся для утяжеления сетей, все составные: основа овальный камень или глиняный катыш, сверху берестяная обертка, стянутая крученой веревкой. Этой же веревкой грузила привязывались к нижней кромке сети. Крепившиеся к верхней кромке сети поплавки тоже были обнаружены. Три из них были сделаны из овальных кусков сосновой коры длиной около пяти сантиметров. Еще три найденных поплавка представляли собой трубочки из скрученной путем нагрева над костром бересты. Их длина не превышала четырех сантиметров, а диаметр внутреннего отверстия составлял всего пять миллиметров.

Наконец, к рыбачьему инвентарю относится «кляча» — овальный стержень из дерева, служивший для привязывания бредня. Конец этого изделия был оформлен специальными срезами в виде головки, за которую и привязывался бредень.

Еще один интересный предмет — деревянная лопата. Она представляет собой овальный в сечении и заостренный клин, к которому на переходе от штыковой части к рукоятке привязывали педаль, то есть деревянную планку, служившую в качестве упора для ноги. 

Сама по себе эта находка свидетельствует о том, что в древности на поселении производились какие-то земляные работы. Но вряд ли пока можно говорить о земледелии — никаких других доказательств, которые это могли бы подтвердить, не найдено.

Еще один важный сегмент среди найденных на поселении Шувакиш I деревянных изделий связан с кухней. Так, были обнаружены пять фрагментов деревянных ковшей, туесков и дуршлаг. Все ковшики были ладьевидной формы. Длина черпака — примерно 12 сантиметров, ширина — шесть. Толщина стенок варьировалась от трех миллиметров до одного сантиметра. От туесков сохранились фрагменты бересты со следами прошивки и всего лишь одна крышка — диск диаметром 10 сантиметров со слегка скошенными для лучшего закрывания краями.

Дуршлаг из этого набора интереснее всего. Он представлял собой большой, 20 на 15 сантиметров, ковш, в днище которого были пробиты овальные отверстия размерами пять-семь миллиметров. Точным образом определить, для чего он служил, сейчас уже вряд ли получится. Вероятно, с его помощью могли доставать мясо из бульона, промывать ягоды или коренья.

Помимо собственно археологических раскопок, участники работ поставили ряд научных экспериментов. В частности, делались копии найденных на памятнике деревянных изделий, была произведена попытка реконструировать деревянное жилище эпохи энеолита, а также вырезана копия Шигирского идола.

В ходе экспериментов отрабатывалась методика обработки древесины каменными и медными орудиями. Выяснялось, какие при этом остаются следы (сравнивались со следами деревообработки, зафиксированными на оригиналах), сколько времени необходимо потратить на изготовление той или иной вещи, либо объекта.

Этими работами Погорелов и его воспитанники, фактически, положили начало развитию на Среднем Урале еще одного важного направления — экспериментальной археологии. Часть реплик древних орудий экспонировалась потом во Дворце творчества учащихся. Правда, в 1997 году было принято решение о ликвидации археолого-краеведческого кружка, и теперь об этих изделиях остались лишь воспоминания. 

Копия Шигирского идола была «археологизирована». Ее закопали в торфянике возле поселения Шувакиш I, чтобы через несколько десятилетий отрыть и посмотреть, как быстро идет разрушение древесины в условиях такой консервации и как происходит изменение текстуры и цвета изделия. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Xoroshiy.ru

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: