Ольга Иванова
Опубликовано: 09:14, 28 сентябрь 2020
По материалам: znak
Другие новости

Как правительство будет спасать экономику

План правительства по восстановлению российской экономики предусматривает объединение уже предпринятых антикризисных действий с новыми целями развития в единую программу. Как пишет «Коммерсантъ», в заключительной версии, утвержденной правительством 23 сентября, программа будет стоить 6,4 трлн рублей. С точки зрения финансирования она исполнена наполовину. 

пресс-служба правительства РФ

Основная идея плана из более 500 мероприятий до конца 2021 года — выход на рост в 3% ВВП через цифровизацию среды госуправления и взаимодействие с бизнесом, массовое дерегулирование, дорожные инвестиции и точечные субсидии.

Первый этап, уже реализованный, предполагает остановку спада ВВП во втором квартале 2020 года, восстановление к докризисным оборотам обработки, розницы, услуг. Второй этап — с октября 2020 года по июнь 2021 года — стабилизация и снижение безработицы, возвращение квартальной динамики ненефтегазового ВВП и реальных доходов населения на уровень не ниже чем в 2019 году. Третий этап — выход на плановую (национальные цели) траекторию роста ВВП, не менее 3% год к году, безработица ниже 5%, устойчивый рост доходов домохозяйств.

Около трети пунктов плана появились в нем в конце лета, когда план дорабатывался у первого вице-премьера Андрея Белоусова в консультациях с РСПП и Федеральным собранием, отмечает «Коммерсантъ», ознакомившись с документом. 

Издание отмечает, что это первый такого уровня документ правительства, в котором предыдущие действия не считаются «успешно законченными» после прекращения финансирования, а используются как база для отличающихся по смыслу и масштабу проектов. Например, план предполагает использовать «эпидемические» обстоятельства лета 2020 года — спад импорта продукции легпрома и закрытие внутреннего туризма — для системного развития двух этих индустрий внутри РФ.

Счетная палата рассказала о росте бедности в России и связанных с ним рисках

Та же логика — использовать «спасаемые» отрасли как базу для экономического роста — применяется в практически новой постановке вопроса о том, как может быть решена проблема диверсификации ОПК: это ускорение импортозамещения стратегического импорта.

Второй важный момент в плане — он почти лишен чисто протекционистских элементов, большая часть мер из списка более 500 пунктов плана — это не выделение финансирования (кроме инфраструктурного), а в основном субсидирование, преимущественно кредитных ставок и в форме госгарантий. Исключения нечасты, и общеэкономические меры в плане применяются чаще точечных и отраслевых, отмечает издание. 

Важная часть плана посвящена дерегуляционной программе — многообразный комплекс инициатив, который предусматривает быстрый перевод коммуникаций и контроля на цифровые платформы, что должно ускорить процессы согласования и минимизировать бюрократию, часто препятствующую экономическому развитию. «[…] большое число инициатив плана предполагается реализовать осенью-зимой 2020 года, например, устранение диспаритетов таможенных пошлин на комплектующую и конечную продукцию — с октября», — говорится в материале. 

Что правительство Михаила Мишустина предполагает делать по итогам весьма напряженного проекта 2020–2021 годов, в ряде случаев из него следует: так, проект «Социального казначейства» открывает возможность существенно более эффективной социальной политики, притом что важные решения в ней предполагается принять рано (например, «введение методики расчета среднедушевого дохода семьи в целях оценки нуждаемости в получении мер социальной поддержки» — это апрель 2021 года). 

Из плана видно, как «сшиты» дерегуляция/цифровизация, слоган «Государство как сервис», изменение налогового перераспределения в пользу IT- и инновационных секторов с новой госпрограммой по развитию электронной промышленности. Это, по существу, один проект: в целом главное, что изменилось в плане, — количество межпрограммных взаимодействий и внутренняя связность.

Важно включение в план соглашений о защите и поощрении капиталовложений — как механизма общего перезапуска инвестиционного цикла: он увязан с разработкой специфических инструментов проектного финансирования и с «интеграцией деятельности институтов развития в общенациональную повестку», вероятно, под «зонтиком» ВЭБ.РФ — что в плане не указано. Важен также акцент до 2021 года на быстрых и довольно крупных инвестициях в автодороги, в том числе платные, отмечает издание. 

«Ъ» предупреждает: в плане часть пунктов влияет на уже сложившиеся административные и бизнес-практики, поэтому на какое-то время может повыситься число конфликтов как в бизнес-среде, так и внутри госаппарата. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Xoroshiy.ru

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)