Росфинмониторинг уберет из черных списков клиентов финансовых организаций
Как сообщает газета "Известия" 7 ноября, Центральный банк России готовит рекомендации банкам по снижению негативных последствий для физических лиц от действия «антиотмывочного закона». В августе кредитные организации получили доступ к базе данных сомнительных клиентов, которым отказывалось в банковском обслуживании. Из-за того, что физические лица не имеют возможности перерегистрироваться, увеличилось количество жалоб на необоснованные блокировки счетов и отказы в обслуживании. Многие клиенты попали в черные списки по ошибке, а механизма исключения из них пока не существует. В настоящее время Росфинмониторинг и Банк России пытаются придумать, как обелить репутацию таких клиентов.
В Банке России заявили, что очень внимательно рассматривают каждую жалобу на отказы банков в открытии счетов или проведении трансакций, после чего запрашивают объяснения самих банков. По мнению руководителей ЦБ, наличие информации об отказе конкретному клиенту — это не причина для отказа, а причина дополнительно изучить клиента.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев рассказал, что некоторые банки злоупотребляют «антиоомывочным законодательством». По его словам, недавно один банк заблокировал перевод средств женщины между своими же счетами в одном и том же банке. Позже деньги разблокировали, однако целый месяц она не могла ими воспользоваться.
По мнению аналитика «Эксперт РА» Юрия Беликова, механизм реабилитации должен предполагать постконтроль операций, который позволит разобраться в источнике доходов, назначении платежа и цепочки контрагентов. Если в результате всех этих проверок станет понятно, что операция имеет экономическое обоснование, должна быть возможность исключить клиента из черного списка.
Большинство признаков положения ЦБ 375-П прописаны так, что на их основе едва ли не каждую операцию можно отнести к сомнительной, и внести клиента в черный список.
По мнению экспертов, механизм реабилитации физических лиц, которые ошибочно оказались в списке нежелательных клиентов, значительно улучшит ситуацию. Однако ущерб добросовестным клиентам наносят не только отказы от проведения трансакций, но и их задержки и проверки. Если таких случаев будет слишком много, то граждане, которые уже рассчитываются с помощью карт, снова могут вернуться к наличным.