Рита Сулоева
Опубликовано: 09:42, 11 июль 2020
По материалам: znak
Другие новости

Тайны старого Челябинска: первые вокзалы

Юрий Латышев

Мы уже не раз отмечали, что 1892 год следует считать поворотным в жизни Челябинска. Город стал станцией Самаро-Златоустовской железной дороги, получив через нее быстрый выход к Поволжью и Центральной России. Одновременно началось строительство Сибирской магистрали, подчеркнувшее новый статус Челябинска и подстегнувшее экономическое и общественное развитие города. До этого времени уездный Челябинск из-за своей изолированности оставался типичным российским захолустьем.

Летом 1892 года челябинский корреспондент «Екатеринбургской недели» сообщал: «Работы по постройке участка дороги Златоуст-Челябинск закончены… 5 июля прибыл, не доходя версты две до строящегося железнодорожного вокзала, рабочий поезд с материалом для окончания прокладки рельсов до вокзала. К прибытию его собралась масса народа, для большинства которого приход поезда в диковинку».

Тайны старого Челябинска: первые вокзалы
Тайны старого Челябинска: где отдыхали паровозники?

А в 1894—1900-х годах по заказу комитета по сооружению Сибирской железной дороги именно Павел Пясецкий изготовил гигантскую движущуюся панораму Транссиба, которая в 1900 году была представлена на Всемирной выставке в Париже. За эту панораму он был удостоен Ордена Почетного легиона. Несколько фрагментов этой панорамы были нарисованы Пясецким в начальном пункте Сибирской дороги — Челябинске. Благодаря одному из этих рисунков мы можем судить, как в Челябинске выглядело здание вокзала для пассажиров 2-го класса. На этом же рисунке вдали можно также различить деревянное здание вокзала для пассажиров 4-го класса, которое снесли в начале 1960-х годов при строительстве нового вокзала. 

Экономический бум, который принесла в Челябинск железная дорога, хорошо иллюстрируется темпами, с которыми менялся вокзальный комплекс станции.

Первое каменное здание вокзала было перестроено и расширено уже в 1896–1897 годах. В левом торце перестроенного здания расположились помещение дежурного по станции, телеграф, комната для пассажиров 3-го класса и кассы. Справа находилось почтовое отделение, а в центре — багажное отделение, рядом с которым был зал для пассажиров 1-го и 2-го классов с рестораном и кассой. 

В записках 1906 года путешественника Носилова есть описание челябинского вокзала: «В вокзале была страшная давка. Серый мужик лез через мужика к длинному столу, где сидели чиновники, принимая проездные билеты, все торопились поскорее отделаться от скучной формальности: кто-то спорил, кто-то просил милости, кто-то вынимал и подавал деньги, поднимая высоко над головой других, обращая общее внимание. Двери на платформу еще были закрыты».

Тайны старого Челябинска: вагранка на Северном бульваре

Известно, что па перроне челябинского вокзала немного погулял Владимир Ульянов, когда следовал в ссылку в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии в феврале 1897 года. Такая же прогулка у него состоялась на обратном пути — в начале 1900 года. Разумеется, во времена СССР на вокзале не могла не появиться памятная доска. Правда, ее почему-то поместили на стене нового вокзала, построенного лишь в 1960-е годы, а не на фасаде того, первого, вокзала, около которого разминался революционер. 

В апреле 1912 года был арестован и отправлен в сибирскую ссылку Иосиф Сталин. В Нарыме Сталин находился 41 день, после чего бежал. Ему удалось пароходом по Оби и Томи добраться незамеченным до Томска. Там он сел в поезд и выехал по поддельному паспорту в европейскую часть России. Точных данных о проезде Сталина через Челябинск в 1912 году нет, но миновать город в те годы он никак не мог. В марте 1913 года Сталин был в очередной раз арестован, заключён в тюрьму и по этапу выслан в Туруханский край Енисейской губернии, где пробыл до конца осени 1916 года. В 1913 году ему пришлось пару дней даже посидеть в челябинской пересыльной тюрьме, что и ныне находится на улице Российской. Челябинск и до революции был одним из узловых пересылочных пунктов для заключенных…

Образование в 1934 году самостоятельной Южно-Уральской железной дороги мгновенно отразилось на облике челябинского вокзала. Его капитально переделали уже к маю 1935 года, надстроив второй этаж. Искусствовед Леонид Байнов утверждает, что скульптор Татьяна Руденко-Щелкан, известная своими изваяниями юного Ленина, якобы выполнила фигуры кариатид для лестницы реконструированного железнодорожного вокзала. Однако на самом объекте они так и не появились. Как не найдено до сих пор ни одной фотографии этих фигур. Да и были ли они? 

По материалам публикаций В. Боже, А. Казакова, Н. Чернавского.

На главном фото: Вид вокзала станции Челябинск. Открытка, 1903 год / Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)