Анатолий Плющай
Опубликовано: 19:14, 02 июль 2020
По материалам: znak
Другие новости

«За вас уже проголосовали». Как одобряли поправки в Конституции в Санкт-Петербурге

Администрация Санкт-Петербурга

В Петербурге 77% поддержали поправки в российской Конституции, этот результат даже больше, чем результат Владимира Путина в Северной столице в 2018 году (тогда он набрал 75%). Почти сразу после закрытия избирательных участков, не дожидаясь официального подсчета, губернатор Александр Беглов заявил, что город сделал выбор, проголосовав за. Немногочисленные независимые наблюдатели не без скандалов в это время пытались отстоять честность процесса. Как проходил плебисцит в родном городе Путина, рассказывает Xoroshiy.ru. 

Во дворах

Участковая избирательная комиссия № 2192 расположена на Литейном проспекте, в округе, где на муниципальных выборах большинство досталось команде партии «Яблоко». Член комиссии Федор Пошман пришел работать на досрочное голосование лишь на второй день его проведения — 26 июня. Выяснилось, что к этому моменту свой голос за или против поправок в Конституции смогли отдать уже почти 200 человек. Федора удивила такая активность избирателей — голосование проходило во дворе одного из домов (возможность проводить дворовое голосование — новшество этой кампании), и на следующий выход во двор он пошел уже вместе с другими членами комиссии. Но никаких сотен избирателей Федор не увидел. «В итоге я трижды побывал на таком голосовании, все время проголосовать подходило от пяти до десяти человек. Я даже сходил в соседнюю комиссию, чтобы узнать, как у них. Там тоже один выход во двор был с аномальной явкой 200 человек», — рассказал Пошман.

В попытке разобраться в ситуации он попросил список проголосовавших — выписку из реестра избирателей, в которой те ставили подписи при голосовании во дворах. Но в этом ему комиссия отказала. Отметки о проголосовавших в основной книге избирателей решили не проставлять до основного дня голосования, поэтому, как говорит Федор, в теории у избирателей  была возможность проголосовать дважды — и во дворе, и на участке досрочно. 

«За вас уже проголосовали». Как одобряли поправки в Конституции в Санкт-Петербурге

«В итоге уже при подсчете мне дали книгу избирателей. В той, с которой работал я, оказалось всего четыре человека, проголосовавших во дворе. Притом что в голосовании во дворах приняло участие 914 человек, то есть 54% от всех избирателей. В остальных книгах избирателей мне не дали провести сверку. В том самом первом переносном ящике, когда его открывали, оказалось даже не 200, а 640 бюллетеней — оказывается, они с ним еще два раза сходили во дворы, но я об этом ничего не знал. Я подал жалобу на это и в конце написал особое мнение. На нашем участке 1 июля было много тех, кто голосовал против и не скрывал это, показывал бюллетень. Днем к нам пришел человек, очень похожий на Андрея Урганта. Когда ему обработали руки при входе, он сказал: „За свободу нужно бороться с чистыми руками“. Если бы он знал, как подешевел его голос на нашем участке!» 

Явка на участке № 2192 составила 87,9%, за проголосовало 79,7%. 

Аналогичная ситуация происходила на участке № 2191, где получил травму журналист Давид Френкель, приехавший освещать конфликт. После скандала и внимания СМИ, в комиссии заявили, что потеряли документацию об актах выдачи бюллетеней и решили не учитывать результаты переносного ящика, набитого до краев.  

В комиссии № 2225, тоже в Центральном районе, участковая комиссия ходила на дворовое голосование также бесконтрольно, при подсчете член комиссии Сергей Грач обнаружил в ящике, где было примерно две сотни бюллетеней, стопку с одинаковыми галочками в графе «да». 


И в центральных районах города, и на окраине дворовое голосование в течение шести досрочных дней не вызывало особого ажиотажа. По свидетельству избирателей и членов участковых комиссий, с которыми поговорил корреспондент Xoroshiy.ru, массово досрочно шли на избирательные участки в основном сотрудники бюджетных учреждений, которых начальство обязало сходить и проголосовать рядом с местом работы. 


В больницах и по домам

В первые дни досрочного голосования участковые комиссии сидели не только во дворах, их члены еще и активно ходили по домам. Правда, не всегда те, к кому они приходили, были рады такому визиту. Так, жительница дома 12 по улице Партизана Германа, Людмила, узнала, что ее отец вызвал участковую комиссию домой, когда ей позвонили в домофон. «Но отец все время был на даче, голосовать не собирался. Я долго ругалась с этими ходоками, наконец, они признались, что списки им выдали в социальной службе района», — добавила она. На Васильевском острове похожая ситуация возникла у члена комиссии № 179. В УИК ему выдали список из 62 адресов и отправили на надомное голосование. 

«Там не было даже телефонов людей, просто список, я пошел по нему, в итоге из всех них проголосовали только двое, остальных либо не было дома, либо нас послали куда подальше», — рассказал член комиссии Артемий. Там же на Васильевском острове в УИКе № 108 председателю комиссии Александру Горячеву принесли, по его словам, списки «вроде как из Роспотребнадзора». В документе оказались номера квартир тех, кто заперт на карантин из-за болезни коронавирусом или из-за контакта с такими заболевшими. По утверждению Горячева, неожиданным его визит для больных не стал, однако с собой на обход Александр решил не брать независимых наблюдателей. 

Ко второму дню досрочного голосования Санкт-Петербургская избирательная комиссия решила открыть дополнительные временные участки в больницах, где лежат больные коронавирусом. «Они [пациенты] настаивают и письменно обращаются к главврачам и главам районов, требуют обязательно организовать голосование», — утверждал глава избиркома Виктор Миненко. 

Судя по результатам, настаивающие, несмотря на болезнь, очень хотели поменять Конституцию. Так, в итоге в «красной зоне» больницы № 40 проголосовали за 96,5% (всего 29 человек), в госпитале в пансионате «Заря» 96,43% одобрили поправки (всего 115 избирателей), в «Ленэкспо» из 254 голосующих 77,08% поставили галочку в графе «да». 

Кочующие бюллетени

Интересно, что сначала территориальная избирательная комиссия Васильевского острова направила в госпиталь в «Ленэкспо» 600 бюллетеней для почти 300 человек — врачей и медперсонала — и еще стольких же пациентов. Но потом через несколько дней голосования половину отозвала обратно. Процесс переброски бюллетеней из комиссии в комиссию происходил в течение 30 июня и 1 июля. В наблюдательских чатах можно было увидеть такие сообщения: «ТИК № 12 передает в ТИК № 18 3000 бюллетеней! Подтвердите прием». Федор Пошман, работавший в участковой избирательной комиссии № 2992, говорит, что в день голосования выяснилось, что на участке не хватает бюллетеней, и тогда из территориальной комиссии подвезли еще 300. 

Член горизбиркома Дмитрий Краснянский объяснил Xoroshiy.ru, что причин такого «кочевания» бюллетеней две: во-первых, с помощью системы «мобильный избиратель» к участкам массово прикреплялись сотрудники близлежащих предприятий и потребность в бюллетенях на отдельных участках возрастала. Во-вторых, на досрочном голосовании явка оказалась непредсказуемо высокой, поэтому также понадобились дополнительные бюллетени.

«За вас уже проголосовали»

Анастасия Великанова пришла на участок № 333 на улице Смолячкова с мужем, чтобы проголосовать. Ему свой гражданский долг выполнить удалось. Ей — нет. Напротив ее фамилии уже стояла подпись, совсем не похожая на ту, что у нее в паспорте. Возражения Анастасии на УИКе слушать не захотели, чем она была сильно расстроена, ведь она хотела поставить галочку в клетку «да». «А вдруг кто-то мог проголосовать вместо меня против», — поделилась со Xoroshiy.ru Анастасия своими переживаниями. 

Не получилось проголосовать и у Назима Хикмета на участке № 1642 на Каменноостровском проспекте. Его попытались утешить — ну, подумаешь, ошибка. Но, когда Назим достал телефон из кармана и сфотографировал нарисованную напротив его фамилии подпись, члены комиссии вместе с полицейскими вырвали у него из рук телефон, удалили снимок, а затем на заседании единогласно решили, что не дадут молодому человеку проголосовать. Теперь он ищет свидетелей, чтобы пожаловаться на произошедшее. 

Похожая история произошла у Владислава Корнюшенко на участке № 1. Из жалобы (есть в распоряжении Xoroshiy.ru) следует, что он пришел на участок ближе к закрытию, в 19:30, но узнал, что якобы уже получил бюллетень в 12:35. При этом весь день 1 июля Владислав был в другом районе, в Колпино. Бюллетень ему так и не выдали. 

«Недостатков не заметили»

30 июня и 1 июля Петербург посетили международные наблюдатели. Их визит организовывала общественная палата и комитет по внешним связям правительства Петербурга. На пресс-конференции в Доме журналиста днем, 1 июля, они заявили, что не нашли недостатков в организации процесса голосования. 

Александр БегловАдминистрация Санкт-Петербурга

«Ну, может быть, были технические шероховатости», — сказал Андреа Джанотти, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО. Финский политолог Йохан Бекман заявил, что западные СМИ ведут агрессивную информационную войну против России, рассказывая о недочетах голосования. В 2007 году он написал книгу об убийстве Анны Политковской, раскритиковав тех, кто говорил о причастности к преступлению российских властей. Сейчас Бекман продвигает в Финляндии Донецкую народную республику. Высокую организованность и технологичность процесса похвалил Димитрис Лиацос, греческий публицист, сотрудничающий с агентством «Россия сегодня». 

«Я хотел бы отметить, что город сделал выбор, что мы вместе с Россией проголосовали за нашу Конституцию, за наше будущее. Одна из статей — о суверенитете и целостности наших границ, это позволит нам оставить нашим детям, внукам, правнукам нашу страну в сегодняшних границах. На протяжении столетий наши предки собирали Россию, но в нашей истории есть и примеры необоснованной потери территории», — заявил губернатор Петербурга Александр Беглов менее чем через час после того, как закрылись избирательные участки в Санкт-Петербурге. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Xoroshiy.ru

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)