Иван Филипов
Опубликовано: 14:16, 07 ноябрь 2017
По материалам: penzavzglyad
Общество

Погромъ. Репортаж с места массовых волнений в центре Пензы

Беспорядки, которые начались с разгрома пивных складов, перекинулись на Московскую.


Автор:Влад Языков

30 октября 1917 года по юлианскому календарю вслед за полным разграблением пивных складов и винных лавок хмельная, разгоряченная толпа переместилась на улицу Московская. Корреспондент губернской газеты «Известия» Овод сообщает следующее:

На Московской неспокойно. Там и сям стоят кучки людей и внимательно смотрят вниз, туда, где в сероватой мгле виднеется какая-то зловещая темная масса, преградившая улицу.

Грабят магазины Ананьева и Захарова. Чем ближе к месту погрома, тем все гуще и гуще толпы зрителей, наблюдающих невиданное зрелище. В это время, неясно виднеясь в тумане, вниз по Московской спускается что-то вытянувшись в ленту.

«Драгуны едут», - проносится среди толпящейся публики радостным гулом. Действительно, скоро мимо проносится рысью эскадрон драгун с глухим шорохом, вытянувшись длинной лентой, отряд скачет вперед. И по мере его приближения толпа, запрудившая всю улицу, все быстрее и быстрее рассеивается. Через несколько минут никого на дороге нет. Часть разбежалась во все стороны, часть заняла тротуары. Постояв несколько секунд, драгуны той же рысью несутся дальше.

Я подошел к магазинам Ананьина и Захарова, возле которых вновь собралась толпа. Все стекла выбиты. Густой серой лавиной вливаются через них солдаты. Настроение толпы какое-то выжидательно-добродушное. В воздухе смех, остроты, шутки.

Вдруг в толпе солдат происходит движение. Не то кого-то бьют, не то кто-то с кем-то борется. И вот показывается рука, держащая игрушечную куклу. Верховой драгун вырывает эту несчастную истерзанную куклу и среди хохота, гама, шума и свиста толпы с торжеством потрясает ею в воздухе. Оглушительный смех раскатывается по толпе.

И вдруг весь отряд несется вскачь, прямо на толпу. Я ясно вижу, как падают на скользкий снег несколько сшибленных ими людей, как весь отряд вихрем проносится через них и мчится обратно прямо к собору. А мгновенно озверевшая серая толпа солдат бежит вслед за драгунами, скользя, падая и снова поднимаясь. Среди общего бешеного рева до меня доносятся отдельные выкрики бегущих: «А еще товарищами называются! Винтовок сюда! Мы им покажем!»

Один за другим несколько сухих выстрелов.

С этого и пошло.

В несколько минут весь третий квартал Московской улицы был залит серой лавиной солдатских шинелей. Если вначале некоторая стыдливость и виднелась в громящих, то теперь масса опьянела и обезумела. Точно какой-то буйный, пьяный, жадный дьявол вселился в сердца этих людей в серых шинелях и подчинил их своей воле.

Какой-нибудь мальчишка подбегал к стеклу магазина и изо всей силы ударялся спиной. Но толстые, в палец толщиной стекла, долго сопротивлялись ударам, пока, наконец, не раздается хлопанье, и куски стекла со звоном летят на землю. Моментально вливается серая лавина. Начинается разгром. Свертки и пакеты один за другим вылетают из окон прямо в толпу, которая хватает их.

Погромъ. Репортаж с места массовых волнений в центре Пензы

Между тем все гуще и гуще становятся толпы любопытных, наблюдающих эту дикую вакханалию. Здесь и женщины, и солдаты, и рабочие, и учащиеся. Я замечаю, как многие дрожат и стучат зубами, охваченные сильным нервным волнением.

В другом месте какой-то плотный господин с бородкой, кажется, еврей, рассказывает о том, что толпой предводительствуют большевики и ведут ее за собой.

На мокром грязном тротуаре лежит копилка – голова Мефистофеля. Красное лицо черта ядовито и саркастически ухмыляется. Он доволен этим шабашем.

Тут же стоят мальчишки, озабоченно возясь возле громадного пушистого медведя на колесиках. Голова игрушки отвалилась и болтается на тонкой ниточке, что очень огорчает маленького громилу.

То и дело толпа зрителей шарахается и бежит подобно стаду, сама не зная куда, зачем и почему…

Мимо то и дело проходят солдаты с набитыми карманами, несущие свертки материи, связки сапог и валенок, чемоданы. Некоторые стыдливо прячут награбленное под шинель.

На углу стоит кучка публики, смотря, как солдаты разбивают громадные зеркальные витрины магазина Слонимского. Чувствуется, что весь город отдан на поток и разграбление.

«Вот, когда нужен диктатор», - говорит щегольски одетый молодой человек в пенсне.

Стоящий рядом с ним офицер отвечает спокойно и уверенно: «Он нарождается…».

Портал актуальных новостей «Пенза-Взгляд» благодарит ГБУ «Госархив Пензенской области» за помощь в подготовке материала.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: