Игорь Ласточкин
Опубликовано: 15:56, 25 май 2020
По материалам: federalcity
Другие новости

Дать в бубен! В России шаманизм становится фактором политической жизни

В Интернете появилась петиция под названием «Свободу шаману!» Ее подписанты требуют «принять безотлагательные меры в целях прекращения незаконного принудительного удержания Александра Габышева в психоневрологическом диспансере» (ПНД). 

 


Дать в бубен! В России шаманизм становится фактором политической жизни
Якутский ПНД. Фото из ТГ-канала "Шаман Александр Габышев" 

 

Речь идет о ставшем знаменитым полтора года назад якутском «шамане-воине». В петиции утверждается, что Александр Габышев был захвачен 12 мая в своем доме двумя десятками сотрудниками полиции и увезен в наручниках в ПНД. «Данные действия были совершены под предлогом необходимости сдачи Габышевым анализов на COVID-19», - сказано в петиции. Однако какая связь между подозрением в заражении коронавирусом и помещением человека в психиатрический стационар (а не ПНД, как сказано в тексте), документ не сообщает.

Дело еще больше запутывается тем, что, на запрос адвоката Ольги Тимофеевой в ПНД из республиканского минздрава ответили, что такая информация составляет врачебную тайну, поскольку Габышев сам обратился за медицинской помощью.


Ответ якутского Минздрава. Скрин из ТГ-канала "Шаман Александр Габышев" 

 

Если чиновник подписывает такую бумагу, значит, он чувствует себя юридически защищенным. Дело в том, что, в отличие от СССР, где карательная психиатрия действительно имела место, сейчас в России «принудительная госпитализация» в психиатрическое учреждение без решения суда практически невозможна. То есть, вполне вероятно, что Габышев действительно подписал бумагу о добровольной госпитализации. Тем более, что он ровно то же самое сделал в 2019 году, когда в первый раз попал под опеку якутских психиатров. Впрочем, тогда он из стационара очень быстро вышел.

О 52-летнем Александре Габышеве известно, что он – недоучившийся студент-историк, зарабатывавший на жизнь неквалифицированными работами. После тяжелой психологической травмы, которую он пережил после смерти жены, по его собственным словам, он ушел в тайгу и «путем медитации» сделался «шаманом-воином».

Всероссийскую, а позже и всемирную известность Габышев получил в марте 2019 года, когда в одиночку начал поход из Якутска в Москву. В столице он намеревался «изгнать» Президента Владимира Путина, который, по его убеждению, является демоном и креатурой темных сил. В пути к шаману присоединилась группа сторонников, однако поход был прерван сотрудниками ФСБ, которые отправили «шамана» обратно в Якутск, где он был помещен в психиатрический стационар. На Габышева завели уголовное дело об экстремизме, но отпустили под подписку о невыезде. 

 


Поход Александра Габышева и его группы. Фото из ТГ-канала "Шаман Александр Габышев" 

  

В декабре он вновь пытался начать свой поход, но опять был остановлен правоохранителями. При этом, по сообщению очевидцев, он размахивал мечом. Впрочем, правовых последствий это не имело. Его доставили домой, но подписку о невыезде сняли и лаже вернули меч.

Разумеется, фигура Габышева усиленно используется российской внесистемной оппозицией и тиражируется близкими ей СМИ. Однако «Сашка-шаман», как его называют в узких кругах, получил известность и за рубежам. В Amnesty International его признали узником совести, его жалобу принял Европейский суд по правам человека, о нем часто пишут и зарубежные СМИ, вплоть до самых известных. Так, фото с ним поместил на первой полосе New York Times.


Первая полоса New York Times с фото Габышева 

 

С другой стороны, раздаются и негативные оценки его деятельности. Например, многих его сторонников отталкивает фигура некоего Евгения Ростокина по кличке «Ворон», которого Габышев называет «своим правым крылом». Между тем это уголовник-рецидивист, неоднократно судимый за кражи и отсидевший в местах заключения девять с половиной лет. В группе сторонников Габышева он стал заведовать пожертвованиями, которые поступают не только из России, но и из-за рубежа. Ростокина обвиняют в финансовой нечистоплотности и в том, что он полностью подчинил себе Габышева.

Сам «шаман», признавая, что Ворон уголовник, а, возможно, и агент ФСБ, тем не менее, уверяет, что Ростокин исполняет его приказы.

- Представитель уголовного мира, исполняя мои приказы, разрушает эту систему (российской власти. – ИА FederalCity), - уверен Габышев.

Натянутые отношения у Габышева и с «коллегами» по духовному цеху. Традиционные шаманы отвергают его принадлежность к этой практике.


Габышев защищает Ворона на собрании своей группы. Кадр из видео на YouTube 

 

- Я не могу назвать Александра Габышева шаманом, он идет неправильным путем, отвергая наши якутские верования, - говорит якутский шаман Александр Бархачов.

Бурятские шаманы из общины «Тэнгэри» увещевали Габышева отречься от шаманизма, так как полагают, что «изгнание Путина» - цель не благая и чревата кровопролитием».

- Судя по риторике и практике «Саши-шамана», на него повлиял «нагвализм» Карлоса Кастанеды и другие подобные произведения западного постмодернизма на основе оккультной экзотики, - рассуждает в беседе с ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский. – Традиционные индейские шаманы зачастую относятся к подобным «новым коллегам» с презрением, называя их «шэйменами» - от слова «стыд»… 

Однако удивительно, что эти сомнительные духовные практики находят сторонников в современном обществе. В частности, российском. И речь сейчас не только об оппозиционерах, использующих, похоже, действительно душевно нездорового Габышева. Такое впечатление, что якутские чиновники тоже признают его «тайные силы» и боятся их. Иначе чем объяснить столь жесткое противодействие, которое руками ФСБ и полиции оказывается этому, в общем-то, безобидному персонажу и его друзьям-маргиналам?..

- Склонность правящей элиты к эзотерике начинает напрямую влиять на политическую жизнь страны, заставляя видеть угрозы там, где их раньше попросту не существовало… - рассуждает телеграм-канал «Кремлевский мамковед». – К шаману очень боятся приближаться любые представители власти в Якутии: и полиция, и судейские, чтобы на себя не накликать беды – Москва, откуда поступают руководящие указания, слишком далеко, а якутский шаман близко. Он находится на своей земле, откуда черпает силу, а в Якутии к подобным вещам относятся очень серьезно. 

 


Камлание. Фото "Википедия" 

 

- Надо признать, что «работа» шаманов иногда производит потрясающее впечатление даже на ученых-этнографов, - замечает Павел Ганипровский. – Владимир Богораз, например, писал, что многого из наблюдавшегося им во время камлания он объяснить не может. С другой стороны, часто шаманы признавались ему: «В нашем ремесле очень много лжи». При этом, по словам Богораза, многие шаманы почти истеричны, а некоторые буквально полусумасшедшие. Они склонны к нервным срывам, наркомании, суицидам и сексуальным девиациям.

Так что страхи якутских чиновником, которые плохо знают верования собственного народа, но уважение к которыми сохраняют на архетипическом уровне, в принципе, понятны. Да что там говорить о Якутии, если еще недавно в культурной столице России – Санкт-Петербурге некий ненецкий «шаман Коля» был приглашен в стены городского парламента, чтобы провести обряд его очищения…

- Работая в молодые годы в одном сибирском музее я один раз видел, как тамошний этнограф взял шаманский бубен и в шутку стал в него бить, - рассказал Павел Ганипровский. – Вдруг пришло ощущение некоего присутствия – злого и сильного. Это было явственно – до холодной волны по позвоночнику. Ученый отложил инструмент: «Нельзя будить духов...» - сказал он. Как-то очень весомо это прозвучало… 

 


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)