Игорь Ласточкин
Опубликовано: 07:28, 25 февраль 2020
По материалам: federalcity
Другие новости

Последние месяцы Великой Отечественной – 25 февраля 1945 года

Сводка Совинформбюро и воспоминания ветеранов в проекте ИА FederalCity "Победный сорок пятый – день за днем".

25 февраля 1945 года продолжались упорные бои на Земландском полуострове, где войска 3-го Белорусского фронта отбивали атаки идущего на прорыв противника.

Южнее Кенигсберга, сжимая кольцо вокруг окруженной группировки вермахта взяли под контроль Плесен, Мюнген, Войдиттен, Тифензее и ряд других населенных пунктов в Восточной Пруссии.

В ходе наступательной операции в Померании советские войска овладели городом Пройсс-Фридланд, а также 10 поселениями.

До вечера 25 февраля в зоне наступления 19-й армии 2-го Белорусского фронта командование ввело в бой 3-й гвардейскую танковую армию. Развивая наступление, боевые машины с автоматчиками на броне, к исходу дня прорвали вражескую оборону на глубине до 40 километров и вышли к городам Беренхютте – Эльзенау.

"Пленных в тех боях в Померании мы не брали, приходилось всех убивать… К себе же на танк немцев не посадишь, а наши тылы отстали на десятки километров. И куда нам их было девать? Но уже в начале февраля нам передали строжайший приказ. Пленных не убивать, и для конвоирования в тыл выделить из каждого экипажа по одному человеку. К середине февраля, когда уже исчез элемент внезапности, мы затормозились в своем наступлении, и в каждом бою нам немцы оказывали ожесточенное сопротивление, и война стала обычной, вязкой и очень кровавой, то отношение к пленным стало обычным. Кто руки поднял, тот остался живым", - так пишет о наступательных боях февраля 1945 года танкист 3-го танкового полка 37-ой механизированной бригады 2-й гвардейской танковой армии Семен Урицкий

Последние месяцы Великой Отечественной – 25 февраля 1945 года

       Советские танки американского производства "Шерман" с десантом. Померания, 1945 г. Фото: waralbum.ru.

Как вспоминает ветеран, особенно опасны для наступающих советских танкистов были мобильные группы гитлеровцев, вооруженных фаустпатронами.

"Для защиты от "фаустов" на уязвимые места по бортам, там, где бензобак и бронеукладка, ставили дополнительные «щитки» из арматурного железа. Но все равно, немецкие истребители танков нам доставили в зимние месяцы сорок пятого года очень много хлопот. Мелкие мобильные отряды, передвигающиеся на велосипедах и бронемашинах, они появлялись внезапно с разных сторон и жгли нас", - рассказывал Урицкий.

Тем не менее, наступление в Померании развивалось стремительно, наши войска брали город за городом, прорываясь к Штетину.

Части и подразделения 6-й армии вели уличные бои в осажденном Бреслау, выбив гитлеровцев из шести кварталов.

Боевые действия в городе имели чрезвычайно ожесточенный характер.

"Всего несколько дней в Бреслау, а кажутся вечностью. За эти несколько дней потерял до 20 человек из имевшихся 70… Проклятые немцы сражаются как обречённые — сражаются военные, гражданские, мужчины и женщины. Дерутся за каждый дом, этаж, комнату", - вспоминал командир отдельной огнеметной роты Владимир Белик.

        Автоматчики 6-й армии в пригороде Бреслау. Фото: waralbum.ru.

 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: