Иван Филипов
Опубликовано: 12:00, 20 февраль 2020
По материалам: most
Общество

Психолог рассказала, как можно предотвратить школьные конфликты

Психолог рассказала, как можно предотвратить школьные конфликты

Когда вы слышите слово «конфликт», то, скорее всего, представляете себе некую ссору, противостояние людей из-за несовпадения мотивов, норм поведения, целей, интересов. Такие столкновения встречаются в любой сфере нашей жизни, и образовательные учреждения — не исключение. В условиях школы это могут быть конфликты между учениками, между учителем и учеником, родителем и учителем. В противостояние могут включаться и целые группы, а не отдельно взятые люди.

Практически в каждом классе возможен конфликт между учениками, считает психолог Марина Калараш. Например, один ученик подвергает «травле» другого. В ход идут оскорбления, физическое насилие, обсуждения в соцсетях и т.д. Обидчик умён, силён, другие мальчики на него ориентируются как на лидера. Тот, кого обижают, не очень успешен в учёбе, имеет лишний вес, очень обидчив и вспыльчив, у него мало друзей в классе. При любом намёке на неприятие себя он бросается в драку. Результатом длительного конфликта является его отказ посещать школу.

Часто в такие столкновения включаются родители. Папа обижаемого ребёнка грозно разговаривает с обидчиком, пытаясь устрашить. Тот, в свою очередь, жалуется своему отцу, который приходит с «разборками» уже не к мальчику, а к его папе. Это ни что иное как эскалация конфликта. На мой взгляд, в случаях ссор между детьми взрослым нужно быть очень осторожными в своих вмешательствах. Вначале нужно обсудить с ребёнком стратегии его поведения в ситуациях с обидчиком, помочь ему эффективно защищаться (словами, творческой, неожидаемой реакцией на провокации). Важно поспособствовать формированию у него адекватной самооценки, и тогда ничьи слова не будут больно задевать.

Нередки в последнее время и ситуации конфликта между родителями и учителем. Причины самые разные. Например, папе ученика не нравится методика преподавания и оценивания, которой руководствуется учитель. Он во всём критикует учителя, ставит под сомнение объяснение учебного материала, пытается оспорить отметки, передавая со своим сыном учителю записки, в которых изложены все претензии. Что в таком случае транслирует папа своему сыну? «Учителя не уважай, не доверяй тому, чему он учит». Кто выигрывает в этой ситуации? Родитель. Кто проигрывает? Нет, не учитель. Ребёнок. Он спорит с учителем на уроке, отказывается следовать и школьным, и собственно учебным правилам. Ему не интересно в классе, в школе.

Случается, что учитель находится в скрытом конфликте с учеником. Чаще всего такой ученик демонстрирует неприемлемое, с точки зрения учителя, поведение (непослушание, двигательную расторможенность, импульсивность и т.д.), постоянно опаздывает или не приносит школьные принадлежности, не сдаёт деньги на учебные пособия, одобренные родительским комитетом, имеет неопрятный и неухоженный вид и прочее. При ближайшем рассмотрении может оказаться, что на самом деле имеет место неприязнь между учителем и родителем ученика, часто даже неосознаваемое. Учитель может не замечать положительных качеств ребёнка, его успехов, обращая внимание лишь на недостатки. В глубине души он может считать, что родители плохо выполняют свои обязанности, осуждать их. Это не может не сказаться на общении учителя как с ребёнком, так и с его родителями.

Довольно часто приходится сталкиваться и с тем, что в противостояние «учитель-ученик» вступают сами школьники, причём самого разного возраста, будь то первоклашки или будущие выпускники. Такие ученики всячески демонстрируют непослушание, неподчинение школьным правилам, нарушают дисциплину на уроке или срывают его своими «выходками», недовольны отметками, что им ставит учитель. Родителям они говорят, как с ними несправедливы учителя, как они неверно с ними обращаются.

Например, первоклассница М. всячески демонстрирует учителю Н.И., что его уроки неинтересны, а правила поведения не для неё. М. отказывается выполнять задания учителя на уроке, делая только то, что ей интересно. Однажды во время урока М. стала стучать карандашом по столу, не участвуя в совместной работе и отвлекая остальных учащихся. На просьбу перестать это делать и включиться в работу отреагировала увеличением интенсивности стука. Попытки учителя остановить ученицу не увенчались успехом. Учитель попросил М. постоять в коридоре, чтобы не мешать другим. М. была оскорблена тем, что её «выгнали из класса» и сказала родителям, что больше в школу не пойдёт, так как её там обижают. Родители не стали обсуждать ситуацию с учителем, но предупредили, что в школу их ребёнок пока ходить не будет. Примерно через месяц М. привели в школу и, оказавшись все вместе перед учителем, сказали: «Вот смотри, Н.И. просит у тебя прощения, она не будет больше тебя обижать. Правда ведь, Н.И. Вы не будете больше обижать М.?» Первоклассница М. победно посмотрела на учителя Н.И.

Несомненно, родители должны быть на стороне своего ребёнка. Безусловно ребёнок нуждается в их поддержке. И всё же в подобной ситуации важно и выслушать версию событий учителя, и научить своего ребёнка основам уважительного взаимодействия с людьми. Здесь, не делая никого виноватым, хорошо было бы всем вместе обсудить сложившееся положение вещей и найти совместное решение. Опять же важным будет обсуждение того, чего именно хочет добиться ребёнок своим поведением, а также того, в чём нуждается учитель, что даёт ему дисциплина учеников и их следование установленным в классе и школе правилам.

Для успешного разрешения любого рода конфликта важно понимать, что суть конфликта обычно не в самой ситуации, в которой разворачивается распря, а в межличностных отношениях сторон. То есть конфликт всегда свидетельствует о неблагополучии в общении и взаимодействии между людьми. Наилучшее решение не в проигрыше кого-то одного, а тогда, когда выигравшими становятся обе стороны. Ориентация на этот принцип поможет уладить любой конфликт.

Все ситуации вымышлены, а совпадения случайны.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)