Игорь Ласточкин
Опубликовано: 22:14, 06 декабрь 2019
По материалам: znak
Другие новости

Во сколько обойдется россиянину признание его иностранным агентом. Приблизительный чек

Попадание в список иноагентов, которое в России теперь грозит даже физическим лицам (то есть обычным гражданам), обернется для них не только репутационными издержками. Обязанность принять на себя обидное клеймо «иностранного агента», которую устанавливает только что принятый федеральный закон, будет сопряжена и с довольно ощутимыми финансовыми расходами. Мы попытались подсчитать, к каким минимальным тратам стоит приготовиться рядовому россиянину, если у государства вдруг возникнет уверенность, что в лице этого гражданина оно столкнулось с иностранным влиянием.

Регистрация: от ?20 000

Чувствительные для кошелька денежные обязательства возникнут практически сразу, как только государство решит, что имеет дело с иноагентом. Ведь резонансный федеральный закон (426-ФЗ от 02.12.2019), принятый вопреки протестам не только правозащитников, но и юридического сообщества, предписывает гражданину с таким статусом создать и зарегистрировать юридическое лицо. А регистрация юрлиц в России — платная, оплачивается государственной пошлиной. Ее размер — общий для всех типов организаций: 4 тыс. рублей.

Правда, с 1 января 2019 года при подаче заявления на проведение регистрационных действий онлайн госпошлина не взимается. Но это касается лишь коммерческих юрлиц, которые регистрируются в Федеральной налоговой службе. К юридическому лицу, которое должно будет создать физлицо-иноагент, согласно принятому закону, должно применяться законодательство о некоммерческих организациях (НКО). И тоже со статусом иностранных агентов.

Во сколько обойдется россиянину признание его иностранным агентом. Приблизительный чек

Ведение бухгалтерии и аудит: от ?80 000 в год

Раскошеливаться придется и дальше. Законодательство обязывает любое юрлицо предоставлять отчетность сразу по нескольким адресам, включая Минюст и ФНС, напоминает Глеб Шевченко, партнер по корпоративным и гражданско-правовым вопросам юридической фирмы «Консулс». Создается внушительный документооборот, который поставит вас перед необходимостью воспользоваться услугами бухгалтера. И понятно, что не единожды, ведь разного рода отчеты будут регулярными, в случае с организациями-иноагентами — минимум раз в квартал. Обязательная финансовая отчетность (составление и подача) в зависимости от количества отраженных в ней доходных и расходных операций будет стоить от 10-15 тыс. рублей. Можно договориться о бухгалтерском аутсорсинге: услуги приходящего бухгалтера стоят от 4 тыс. рублей в месяц.

The Insider: соавтор закона о физлицах-иноагентах владеет недвижимостью почти на ?1 млрд

Весьма серьезная и при этом обязательная по закону статья расходов для любого юрлица-иноагента — это ежегодный внешний аудит финансовой деятельности. Даже если за отчетный год деятельности не было никакой. Чтобы удостоверить это, привлеченный для проверки аккредитованный профессиональным сообществом аудитор возьмет с вас от 30 тыс. рублей. Если же деятельность все-таки была, расходы на аудит могут возрасти минимум в 10 раз, предупреждает Глеб Шевченко. В «АС-Консалтинг» (Екатеринбург) называют более скромную сумму — около 150 тыс. рублей.

Юрий Гурман, председатель правления межрегионального общественного фонда «Голос-Урал» (организация-иноагент, которая в настоящее время не ведет деятельность из-за большого размера наложенных штрафов), обращает внимание, что далеко не каждый бухгалтер или аудитор сегодня вообще захочет иметь дело с «организацией, выполняющей функции иностранного агента».

Среда считается токсичной, проблемной, и от нее стараются держаться подальше. А те, кто берется за сопровождение таких НКО, выставляют счет заметно выше среднего по рынку, поясняет Гурман.

Сейчас же придется работать не просто с организациями-иноагентами, а со СМИ-иноагентами (именно к ним законом 426-ФЗ приравниваются граждане, которые постят что-то на своих страницах в соцсетях и при этом уличены в получении каких-то материальных благ из-за рубежа). Уровень «токсичности» еще выше.

«Думаю, для физических лиц, которых признают иностранными агентами и обяжут зарегистрировать НКО, расходы действительно покажутся серьезными. Стоимость обслуживания такого НКО в первый год составит не меньше 100 тыс. рублей», — резюмирует Глеб Шевченко. Получается, при таком раскладе оправдать эти расходы сможет лишь подпитка извне (если расходы понесет инвестор, жертвователь), констатирует эксперт. Добавим от себя: во всех ли случаях можно будет всерьез говорить о наличии такой подпитки — конечно, большой вопрос.

Штрафы — от ?10 000, юрист — от ?20 000 в месяц, ликвидация — от ?50 000

Но и эти, скажем прямо, уже немалые затраты покажутся каплей в море, если у государства возникнут к выявленному иноагенту новые вопросы, на которые, как показывает практика функционирования НКО с этим статусом, государство само же и отвечает — серьезными штрафами. Как раз на этой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект о санкциях за нарушение закона о СМИ-иноагентах и приравненным к ним «иным лицам». Минимальный штраф, вообще упомянутый в этом законе, — 10 тыс. рублей (как раз для граждан). Но нет никакой гарантии, что еще при первом нарушении суд не оштрафует вас сразу на 50 тыс. рублей. Именно такая санкция установлена для должностных лиц, а вы будете таковым в своей же организации-иноагенте. Кстати, само юрлицо может быть оштрафовано уже на 500 тыс. рублей при первом нарушении и на 1 млн рублей при повторном.

Как (не) стать иностранным агентом. Подкаст

Законодательство ограждает участников НКО от субсидиарной ответственности по долгам организации: говоря проще, долг по штрафам, наложенным на некоммерческую организацию, не повесят на ее учредителя. Но в «АС-Консалтинге» не исключают, что судебная практика все-таки может повернуться не в пользу граждан, которые в выступают в НКО не только учредителями, но и руководителями. В коммерческом секторе такое происходит сплошь и рядом. Впрочем, есть пример и в некоммерческом секторе. В 2015 году фонд «Голос-Поволожье» (конечно, тоже иноагент) был привлечен к ответу за неуплату НДС с денег, которые были пожертвованы сторонней российской организацией, но, по мнению налоговиков, не имели отношения к осуществлению уставной деятельности (доходы, привлеченные на уставную деятельность, налогами не облагаются).

В результате долг перед государством в 2,5 млн рублей повис сначала на организации, а затем, по иску ФНС, который был удовлетворен судом, — на руководителе НКО Людмиле Кузьминой.

Юрий Гурман из «Голос-Урал» готов поделиться целым ворохом историй о том, как легко в адрес его организации-иноагента «прилетали» штрафы практически после каждой проверки. На 300 тыс. рублей организацию оштрафовали после того, как в Томске сторонняя организация стала распространять литературу, напечатанную «Голос-Урала» в то время, когда ей еще не приклеили ярлык «иностранного агента». В самом фонде «Голос-Урал» об этой раздаче даже не знали, но именно его обвинили в распространении печатной продукции без соответствующей маркировки. Если перенести этот опыт на деятельность СМИ-иноагентов, то выходит, что любое юрлицо, оказавшееся в злосчастном реестре, рискует быть оштрафованным просто потому, что кто-то перепечатал или репостнул его публикацию без сохранения пометки, что автор текста внесен Минюстом в список СМИ-иноагентов. Даже если сам текст был опубликован давным-давно, когда никаких иноагентов в России не выявляли и никак не маркировали.

Очевидно, что для успешного прохождения возможных проверок или хотя бы смягчения их последствий гражданину с зарегистрированным юрлицом-иноагентом придется постоянно тратиться еще и на хорошего юриста. Это еще от 20 тыс. рублей в месяц, однако не забываем о непростой специфике этой правой сферы, за знания и опыт в которой наверняка придется платить дороже.

Юрист понадобится и в том случае, если гражданин попытается избавиться от навешенного на него ярлыка, а заодно и от недешевого юрлица. Ликвидировать НКО, на которую государство успело навесить штрафов, будет крайне сложно. Но и на возню с «чистой» организацией уйдет не меньше пяти месяцев, свидетельствуют практики. Это потребует еще порядка 50 тыс. рублей, но в зависимости от «тяжести случая» может перешагнуть и за 200 тыс. Процедура требует много побочных расходов: например, обязательная публикация в «Вестнике государственной регистрации» (о том, что организация ликвидируется, а все претензии до срока принимаются по определенному адресу) обойдется в 3-4 тыс. рублей.

Опрошенные эксперты по-прежнему надеются, что практика присвоения статуса иноагента физлицам не получит широкого распространения (то же самое пообещали и разработчики закона). Возможно, уже первые граждане, которых Минюст попытается внести в «черный список» в соответствии с 426-ФЗ, действительно сумеют застопорить все это в судах. «Определенно, конституционность нормы придется оценить Конституционному суду. Надежда есть, потому что именно так, через Конституционный суд, мы несколько лет назад поправили слишком уж очевидные перекосы в так называемой муниципальной реформе», — напоминает Юрий Гурман. По его мнению, 426-ФЗ противоречит минимум пяти статьям Основного закона. А в числе самых очевидных его странностей: гражданина вопреки его воли обязывают регистрировать юрлицо и трудоустраиваться в нем, а также вступать в какое-то (пусть и свое) объединение. Но главное — не вполне понятно, как быть с принципом равенства всех перед законом, если присвоение статуса иноагента физлицу отдается на усмотрение органа исполнительной власти, а основания для таких мер остаются неясными.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)