В России четвертый день бастуют таксисты. Но им верят не все, а агрегаторы не идут на уступки
В России четвертый день проходит акция протеста таксистов против низких цен, установленных агрегаторами: в час пик некоторые водители перестают принимать заказы. В отличие от протеста дальнобойщиков, водители такси не проводят митинги и пикеты. Для пассажиров в большинстве регионов протест водителей остался почти незамеченным — цены на поездки в агрегаторах остаются прежними, а компании утверждают, что заметили только рост количества заказов. В СМИ, телеграм-каналах и соцсетях за эти дни появилось большое количество публикаций о том, что протесты таксистов — искусственные и являются часть войны между агрегаторами, а также онлайн- и офлайн-перевозчиками. Xoroshiy.ru удалось найти в Екатеринбурге водителей, действительно участвующих в бойкоте агрегаторов. Они считают, что протест будет иметь не сиюминутный результат, а решит проблему в будущем. Эксперт в сфере такси считает, что протест реален и назревал минимум последние полгода.
Всероссийская акция протеста водителей началась 3 декабря. Как было задекларировано в группе «Союзное объединение водителей такси» в соцсети «ВКонтакте», в которой состоят таксисты из Екатеринбурга, водители выступают против того, что агрегаторы забирают себе до 30% выручки и зарабатывать становится «все тяжелее». Таксисты требуют отменить фиксированный тариф, ввести тариф по счетчику (время плюс километраж), ввести цену на поездки в аэропорт от 600 рублей по эконом-тарифу, а также снизить комиссию агрегаторов. Суть акции в том, что с 3 по 6 декабря водители обещали в час пик нажать в приложении кнопку «Занято» и не брать заказы в центре города.
Как подтвердил Xoroshiy.ru таксист из Екатеринбурга Денис Филатов (фамилия изменена по просьбе мужчины, настоящая известна редакции), водители требуют от агрегаторов повысить минимальную стоимость поездки примерно до 160-170 рублей, отказаться от фиксированной стоимости поездки, а ввести тариф по счетчику, а также снизить комиссию агрегатора, которая сейчас составляет 20% со 100 рублей.
В Челябинске никто не вышел на трехдневную забастовку таксистов
То же самое сказали в пресс-службе компании «Максим». «Сервис „Максим“ работает в штатном режиме. Заказы выполняются. Количество перевозчиков, которые сотрудничают с нашим сервисом, увеличивается. У нашего сервиса низкая, от 10% до 12%, комиссия, которая делает работу водителей выгоднее. Кроме того, „Максим“ включил аукцион при заказе такси. Теперь непосредственно водители могут предлагать пассажирам свою цену поездки. Аукцион не заменяет, а дополняет привычную систему фиксированных цен на поездки. Такая возможность помогает ускорить для пассажира подачу автомобиля в ситуации, когда цена заказа не соответствует ожиданию водителей по причине их отдаленности от адреса подачи, большого спроса в данный момент или каких-то других особенностей, которые система не может учесть при первоначальном расчете цены. И это тоже выгодно и удобно водителям», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. Он также выразил удивление, что идея забастовки появилась с декабре, так как «это месяц наибольшего спроса на такси» и «водители не станут упускать возможности хорошо заработать». «Люди идут в такси зарабатывать, а не простаивать в ожидании неизвестно чего», — подчеркнул Стенников.
Между тем за прошедшие дни в региональных СМИ появилось большое количество публикаций о том, что акция протеста таксистов является срежиссированной. Высказывались также мнения, что «протест» является либо борьбой агрегаторов друг с другом, либо борьбой офлайн-компаний с онлайн-конкурентами. Такое же мнение высказал анонимно уральский предприниматель, работающий в сфере таксомоторных услуг, который считает, что все акции проходят только в чатах и СМИ. «В реальности не происходит ничего такого. Если не устраивают условия сотрудничества в одной компании, водители легко переключаются на другие сервисы заказа такси и продолжают работать», — говорит он.
Таксист Денис Филатов считает эти сообщения кампанией по дискредитации протеста. Такого же мнения придерживается владелец группы «Союзное Объединение Водителей Такси» в ВК, который не представился Xoroshiy.ru. «Что бы мы вам сейчас ни сказали по поводу того, отразилась ли акция как-то на агрегаторах, они все равно будут утверждать, что ничего не заметили. Сами агрегаторы используют такой вид борьбы с бойкотом, как вбросы, их ресурсы гораздо мощнее наших, был вброс, что мы делаем фейк-заказы и угрожаем водителям, которые не присоединились. Все это является откровенной ложью, пусть приведут доказательства», — написал он в сообщении.
Участник Общественного совета по развитию такси в регионах России, бывший замминистра транспорта Свердловской области Владимир Герасименко считает, что протест таксистов реален. Более того, он говорит, что протест зрел уже последние полгода и претензии таксистов абсолютно справедливы.
«Агрегаторы — хорошая вещь, они сделали такси более доступным. Но они стали устанавливать тарифы, не считаясь ни с затратами на прохождение ТО, медконтроля, ни с затратами на механика, на то, что нужны средства, чтобы поддерживать автомобиль в техническом состоянии, оформлять ОСАГО.
Никто не стал считаться со стороны агрегаторов с реальными затратами, которые несут таксомоторные компании. Водители не могут возить по тарифам, которые ниже себестоимости перевозки в два раза», — сказал Герасименко Xoroshiy.ru.По его словам, агрегаторы декларируют среднюю зарплату таксиста в 55 тыс. рублей, но такие деньги получают водители, работающие иногда по 20 часов в день, которые спят в машине. В результате, по данным ГИБДД, число ДТП с участием такси в 2019 году увеличилось на 70%. «Никто не следит за режимом труда и отдыха. Отсюда накопилась огромная негативная составляющая. Они выражают справедливое недовольство — дайте им 55 тыс. за 10-часовой рабочий день. Это как в бюджетной сфере: средняя зарплата декларируется одна, но на самом деле ставка в два раза меньше, а врачи и учителя работают на полторы-две ставки. Отсюда издержки с хамством, экономией. Водители стали выражать справедливое недовольство», — говорит он.
По словам Герасименко, решить проблему можно, если государство самостоятельно установит минимальную стоимость одного километра поездки на такси или минимальный тариф, либо если агрегаторы согласятся сесть за стол переговоров.