12 сен 00:10Общество

Учёные впервые нашли в атмосфере суперземли водяной пар

В этом астрономам вновь помогли данные, полученные космическим телескопом «Хаббл». Планета K2-18b является единственной из известных объектов за пределами Солнечной системы, на которой существует вода в жидком виде в совокупности с приемлемыми температурами на поверхности.

Учёные впервые нашли в атмосфере суперземли водяной пар

Следовательно, она располагает всеми условиями для того, чтобы там могла возникнуть и развиваться жизнь. Сейчас учёные впервые нашли в атмосфере суперземли ещё и водяной пар. При этом, не исключается, что его содержание там может достигать половины всего объёма.

Открытие суперземли K2-18b произошло в 2015 году с помощью орбитального телескопа Kepler. Учёные установили, что она находится в созвездии Льва, а её вращение осуществляется вокруг красного карлика. При этом, данная планета располагается в «зоне обитаемости».

Так астрономами называется область вокруг звезды, где вращающиеся планеты могут обладать на своей поверхности водой в жидком виде и другими условиями, которые считаются благоприятными для того, чтобы там могла возникнуть жизнь.

Масса K2-18b превышает земную в 8 раз, при этом, её размеры вдвое превышают те, которые имеет наша планета. Таким образом, она вполне может быть отнесена к классу суперземель.

Это планеты с размерами, которые находятся в промежутке между массами, которыми располагают Земля и Нептун.

Для новых исследований того, какая именно атмосфера у K2-18b, ученые воспользовались снимками «Хаббл». При их внимательном изучении было установлено, что за период 2016-2017 годы она 8 раз заслоняла от телескопа свою звезду.

Такие моменты являются для астрономов самыми удобными, чтобы получить информацию о состоянии атмосфер планет, находящихся за пределами Солнечной системы.

При подобных транзитах используется спектр света, исходящий от звезды, и проходящий сквозь атмосферу планеты. После его анализа можно прийти к выводу о том, какие химические соединения в ней находятся.

Новые исследования атмосферы K2-18b показали присутствие в ней паров воды, а также молекул гелия и водорода. Учёные предполагают наличие там также азота и метана, однако, на основании имеющихся данных этого пока нельзя утверждать.

В то же время, авторы исследования говорят, что K2-18b нельзя называть в качестве «второй Земли». Во-первых, её размеры намного больше, чем у нашей планеты. Во-вторых, условия на её поверхности являются значительно более суровыми. В-третьих, состав атмосферы имеет существенные отличия от земной.

Однако, новое открытие существенно приближает специалистов к ответам на вопросы об уникальности Земли и о возможности существования во Вселенной её аналогов.

Учёные уверены, что исследования K2-18b будут продолжены, чтобы получить больше информации о том, каким климатом могут располагать потенциально обитаемые планеты, какой является состав их атмосферы, и как проходила эволюция.

Вода обнаружена в атмосфере потенциально обитаемой сверхземли