Иван Филипов
Опубликовано: 14:38, 11 сентябрь 2019
По материалам: agenda-u
Другие новости

ЕДГ-2019: Запрос на перемены актуализировался

ЕДГ-2019: Запрос на перемены актуализировался

«Повестка дня» продолжает «разбор полетов» выборной кампании, завершившейся в ряде регионах страны Единым днем голосования 8 сентября.

Напомним, 10 сентября Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил финальный доклад «Итоги Единого дня голосования-2019». В стране были избраны 16 губернаторов и депутаты 13 законодательных собраний, а также главы и депутаты в ряде муниципалитетах страны.

Самые заметные электоральные кампании проходили в Москве - выборы депутатов городской Думы, в Санкт-Петербурге - выборы главы региона. На Алтае и в Волгоградской области одновременно шли кампании губернаторские и депутатские. Также в ряде районов и городов прошли муниципальные выборы.

Эксперты за круглым столом ФоРГО собираются уже не в первый раз по ходу кампании-2019. О прогнозах и новых вызовах на электоральном поле страны сказано уже немало. На сей раз эксперты сделали выводы о состоявшемся голосовании и обозначили тенденции развития политической системы страны.

Участники Круглого стола «Итоги Единого дня голосования-2019»:

Алексей Куртов, Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК);

Михаил Виноградов, Президент фонда «Петербургская политика»;

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ

Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).

Анализируя губернаторские кампании, политологи и социологи за круглым столом ФоРГО, отметили  что, даже в тех регионах, где ситуация была непростая (Алтай, где Олегу Хорохордину удалось консолидировать элиты, выровнять обстановку и победить, а также Сахалин) прогноз «второго тура» не оправдался.

Константин Костин: «У нас было много выборов. В 16 субъектах федерации прошли прямые выборы. Везде победили главы регионов и исполняющие обязанности. Соответственно, тем, кто переизбирался, было сложнее, поскольку все-таки они имели какой-то антирейтинг, какое-то сопротивление недовольных элит. Но, тем не менее, и в Волгоградской области, и в Вологодской, и на Ставрополье результаты очень хорошие.

Соответственно, были определенные сложности еще на ряде территорий. Мы об этом говорили на своем круглом столе. В первую очередь это Республика Алтай. Но, тем не менее, и там удалось последние две недели эти негативные центробежные тенденции преодолеть, консолидировать вокруг программы врио большую часть региональной элиты, и консолидировать избирателей, мобилизовав их на голосование – хороший результат, с которым я Олега Хорохордина искренне поздравляю.

"Непростая ситуация была на Сахалине. Связано это тоже было с сопротивлением региональной элиты, которая довольно непросто структурирована, учитывая, что регион очень богатый, один из самых богатых регионов, пожалуй. Высокий уровень доходов бюджета. И поэтому, конечно же, в таких регионах очевидной конкуренции, может быть, нет, но скрытая конкуренция присутствует, и она достаточно жесткая. Тем не менее, и там победа (победил Валерий Лимаренко – прим. ред.) в первом туре с хорошими результатами. Поэтому всех организаторов выборов и участников выборов можно поздравить" - акцентировал глава ФоРГО.

Руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, в свою очередь, отметил, что прошедшие выборы в некотором роде уникальные: сразу пять кандидатов набрали более 80 % голосов – такое бывает нечасто. К слову, эти губернаторы показали лучший результат, чем президент Путин на выборах 2018 года.

Михаил Виноградов: «Если говорить о результатах, полученных представителями власти, теперь у нас из действующих губернаторов 23 имеют результат больше 80%. Первая пятерка: Чечня, Татарстан, Забайкалье, Мордовия, Марий Эл. Из нынешней кампании пять глав регионов попали в число больше 80%».

Во многом это объясняется запросами на территориях.

Политконсультант Алексей Куртов, комментируя «запрос на героев», отметил, что одним из таких героев стал Вадим Шумков в Курганской области, где жители считали за честь влиться в «Команду Шумкова» (см. о выборах в Зауралье):

Алексей Куртов: «….есть запрос на перемены, и мы это видим по политтехнологическим необходимостям тех или иных действий. Совершенно четко видно, особенно на последних губернаторских выборах, что велик запрос на героя. Герой нужен тогда, когда нужно что-то изменить. Когда всё хорошо, за героя не голосуют, не вспоминают о нем. А здесь, обратите внимание, результат по Калмыкии: народный герой, спортсмен, у которого заслуг политических, в общем-то, нет, но он как герой идет. Либо другие коллеги по губернаторскому корпусу, которые также проявили героизм. Например, я с удивлением видел в Курганской области восторг поддержки Шумкова. Человек, который меньше года назад пришел как врио в очень сложный регион, и после того, как в Кургане, областном центре, начали убирать снег, люди сказали: «Да, у нас есть свой герой, за которого мы готовы голосовать». Эти героические проявления заметны». То есть человек, который может изменить что-то, внести что-то, и этот запрос очень ярко проявляется. Мы это видим, и это как раз тот самый запрос на изменения. И в этой парадигме, видимо, мы будем идти дальше и жить с этим».

Валерий Федоров подошел к вопросу, акцентируя  социологический контекст выборной компании в его разных проявлениях, отметив ценность стабильности, востребованность перемен к лучшему и другие параметры.

«Очень важно, кто победил на этих выборах. Но еще важнее, что люди хотели сказать этим голосованием, или неучастием в голосовании. Я попытаюсь на этом сконцентрироваться. Все-таки главный актуальный общественный запрос, он не изменился за последние два года. Он актуализировался, стал более очевидным, может быть, более резким, всё по причине того, что ситуация пока еще радикально не меняется. Это запрос на перемены, на перемены к лучшему.

Ценность стабильности никуда не исчезла, но отошла на второй план, потому что стабильность после пяти лет снижения доходов населения уже не вызывает большого числа теплых чувств и желания за нее бороться. Наоборот, она вызывает желание изменить эту стабильность. Негативная стабильность не мотивирует. А что мотивирует? Что вызывает вау-эффект? Это перемены.

В каких направлениях перемены нужны? Три главных болевых точки в самых разных регионах. Конечно, специфика есть, но Топ-3: 1) низкие доходы населения; 2) дефицит высокооплачиваемых и качественных рабочих мест. Безработицы у нас практически нет по статистике, устроиться довольно легко, но на ту заработную плату, которая не вдохновляет, и на те рабочие места, которые не вызывают желания связать с ними свою жизнь надолго. И третья проблема – это недоступность качественной медицины. Несмотря на идущую уже много лет реформу нашей системы здравоохранения, эта сфера остается одной из самых болевых точек. Есть и другие проблемы, но они менее актуальны, чем эти три.

Есть также специфический запрос к власти, то есть к тем людям, которые, как мы ожидаем, должны решить эти проблемы для нас. Что это за запрос? Опять-таки, ничего нового, всё это было диагностировано еще пару лет назад. С тех пор этот запрос уже в полную силу проявился.

Защита населения, открытость к коммуникации с ним – причем коммуникация желательно прямая, – честность и справедливость в решениях. Это главный запрос.

Запросы формального плана на плюрализм, разнообразие, демократизм, и так далее, и тому подобное, или какие-то, например, это должен быть обязательно молодой человек, или это должна быть обязательно женщина, таких запросов мы не фиксируем. Это формальная сторона, она неважна. Важна содержательная сторона.

Где достигается вау-эффект? Там, где политик, идущий на выборную должность, причем должность в исполнительной власти – представительные органы все-таки не считаются нашими избирателями первостепенными по важности, и поэтому внимания и интереса к ним меньше… Но если речь идет о выборах на должность мэра, тем более губернатора, то, если политик символизирует перемены и совпадает хотя бы частично с этим нарисованным мною идеальным образом, тогда возникает вау-эффект. Сегодня и вчера уже говорилось об Осипове, избранном губернаторе Забайкальского края, с буквально азиатскими, как мы привыкли говорить, уровнями голосования за него: никаких претензий, никаких сообщений о нарушениях, всё абсолютно понятно. Человек полностью попал в запрос. И, кстати, за 9 месяцев, которые он уже на должности врио находится, он продемонстрировал, что это не искусственно слепленный образ, а это он реально такой, и он это делает, и делает страстно, эмоционально, мотивированно и эффективно. Вот это вау-эффект.

Политик, который связывается преимущественно с негативной стабильностью, практически обречен на поражение. То есть должно произойти чудо, чтобы ему удержаться у власти» - высказал свое видение ситуации Валерий Федоров.

Впрочем, отмечает глава ВЦИОМ, «особые ситуации тоже сохраняются. Страна наша велика и очень разная. Есть различия».

Уверенно победили те кандидаты, по мнению экспертов, которые шли на прямой разговор с жителями своих регионов.

Алексей Куртов: «Политическое пространство нуждается в новом политическом языке. Язык взаимодействия, разговора, прямого разговора, активного персонального участия. Если вы посмотрите результаты выборов губернаторских, там, где кандидат-губернатор выходил на прямой разговор, там, как правило, у него результат очень высокий. Люди очень ценят взаимодействие, открытый диалог, ответы на вопросы. Например, Радий Хабиров в Башкортостане даже сломал традицию невыхода на дебаты, и он участвовал в дебатах, и высочайший результат в республике. Он известен как управленец вообще, но он тот самый вообще, которого в Башкортостане ждали».

В целом прошедшие выборы показали, что в стране уже два года не меняется главный общественный запрос – запрос на перемены. Теперь он актуализировался.

О консолидирующей силе «Единой России» и новых для неё вызовах – следующий материал.

 

 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: