Иван Филипов
Опубликовано: 09:50, 24 август 2019
По материалам: znak
Другие новости

Тайны старого Челябинска: первая электрификация

Тайны старого Челябинска: первая электрификацияУлица Сибирская. До 1905 года. Старый Челябинск в открытках и фотографиях / Челябинск, Каменный пояс, 2008.

Совсем недавно я увидел, что пожелтела старая сибирская лиственница около бывшего дома Колбина — по нынешней улице Труда, когда-то, кстати, тоже называвшейся Сибирской. Зазеленеет ли растение снова, пока неизвестно. Биолог Вера Меркер считает, что это старейшее дерево Челябинска. По её мнению, этой лиственнице не менее 200 лет. Когда-то в окрестностях Челябинска таких деревьев было множество, но город строят — щепки летят. По техническим свойствам древесины лиственница намного превосходит другие хвойные породы, произрастающие в наших широтах, так что вполне объяснимо, почему сибирские лиственницы при разрастании Челябинска исчезли в первую очередь. И есть основания думать, что это чудом сохранившееся дерево даже было высажено специально, тем более золотопромышленники того времени очень любили облагораживать свои новодельные усадьбы таким способом.

Именно таким золотопромышленником и усадьбовладельцем был челябинский купец Василий Арсеньевич Первухин. В «Раскладочной ведомости налога с недвижимых имуществ» на 1873 год есть такая запись о дворовом месте Первухина: «Вновь выстроенный каменный двухэтажный дом, при нем полукаменный флигель…». Имеется уточнение: «Старое строение сломано, а новый дом еще не достроен». В период строительства нового дома купец Первухин с семьей жил в деревянном доме, расположенном рядом, на соседнем дворе, который принадлежал тоже ему. В 1880-х годах, уже в достроенном виде, здание было описано так: «Дом каменный двухэтажный, на заднем плане с мезонином. Внизу 4 комнаты и подвал с выходом на двор, вверху 7 комнат, в мезонине 3 комнаты».

Впрочем, возможно, что лиственница на усадьбе Первухина была посажена не во время строительства нового дома, а гораздо раньше, ещё в начале XIX века. И заслуга купца не в том, что он посадил это дерево, а в том, что он его сохранил.

Дом, построенный купцом Первухиным, стал отражением нового этапа развития центра Челябинска. До этого каменные двухэтажные жилые здания в городе тоже строились, но практически не получали внешнего убранства. Характерным примером такого утилитарного аскетизма служит сохранившийся дом Мотовилова (улица Цвиллинга, 5), возведенный в начале 1840-х годов. Первухинский дом, можно сказать, положил начало застройки исторического центра Челябинска достаточно большими каменными (иногда полукаменными) зданиями с достаточно хорошо декорированными фасадами.

Улица Сибирская. 1911 год.Старый Челябинск в открытках и фотографиях / Челябинск, Каменный пояс, 2008.

В начале 1880-х годов Василий Арсеньевич скончался. После его смерти дом остался за наследниками. В 1901 году его вдова, Елизавета Васильевна, продала усадьбу Василию Михайловичу Колбину, предпринимателю, благодаря которому в Челябинске получило распространение электричество, начала развиваться телефонная связь, а мог бы еще до революции и первых советских пятилеток появиться первый городской трамвай.

Тайны старого Челябинска: Соборная школа

О Василии Михайловиче Колбине мы уже как-то рассказывали, но о таких людях, отметившихся в истории нашего города, не грех вспоминать почаще. Будучи из рода первопоселенцев Челябинской крепости, он родился в 1854 году. Отличался деловой инициативой, поэтому смог перейти в купеческое сословие. В начале 1890-х годов по подрядам вел разработку каменных карьеров под Челябинском, строил доходные дома. В 1903 году купец II гильдии Колбин подал прошение в городскую думу о постройке «завода электрической энергии» и организации электрического освещения. Оно было одобрено, и в 1905 году товарищество «Кокорев, Колбин и Кo» построило электростанцию из двух дизель-генераторов общей мощностью 50 кВт. Располагалась она во дворе дома Колбина на Сибирской улице (нынешний адрес — улица Труда, 66).

Василий Михайлович КолбинЭнциклопедия «Челябинск», 2001.

В 1906 году Городская управа заключила с Василием Колбиным договор, по которому тот обязывался «за свой счет и риск устроить в Челябинске одну или несколько электрических станций, прокладывать от них по городским улицам и площадям воздушные и подземные проводы для разсылки по ним электрической энергии, как для общественных надобностей, так и для частных лиц — для освещения, приведения в действие двигателей и других специальных целей». За каждую из 40 ламп по 25 ампер, которые фигурировали в договоре, город платил Колбину по 110 рублей в год. Электрические фонари освещали три главных улицы города: Сибирскую, Уфимскую (ныне улица Кирова), Большую (ныне улица Цвиллинга).

В апреле 1911 года Василий Михайлович умер, вскоре его семья выставляет на продажу дом. Городской глава Семеин по поручению городской думы приобрёл в апреле 1913 году за 40 тысяч рублей «дом Колбина с местом и семью надворными постройками» — как раз для размещения городской думы. Вместе с домом были куплены и участок земли, и все надворные постройки, в том числе здание первой электростанции. Но поскольку электростанция принадлежала не одному Колбину, а товариществу «Кокорев, Колбин и Ко», то она осталась во владении Кокорева на оговоренный срок (до 1915 года).

1925 год. Фрагмент фотографии из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

Потребности в электричестве Челябинска росли быстро, и уже через пять лет, в 1911 году, городская дума обосновывала необходимость постройки новой, современной электростанции. Указывалось на плохое обустройство станции Колбина и Кокорева, а также отходящих от нее электрических линий. Это приводит к замыканиям не только электросети, но и начавшейся развиваться в городе телефонной линии. Подчеркивались также дороговизна электроэнергии — 40 копеек киловатт/час; отсутствие резервных двигателей и генераторов, что делало электроснабжение не шибко надежным. Отдельно отмечалось, что существующая электростанция не поставляет энергию днём, что тормозит развитие мелкой промышленности в городе. При этом дума констатировала, что в Никольском поселке маленькая электростанция обеспечивает уличное освещение при цене электричества 30 копеек киловатт/час и уже на второй год окупила себя.

Город тратил на освещение улиц электрическими фонарями уже 10 тыс. рублей, а общественных помещений — 5 тыс. рублей в год.

В 1914 году был составлен договор (или черновик договора) Челябинского городского общественного управления с петербургским купцом Зеленовым на обустройство в Челябинске «городских железных дорог с электрической тягой» и строительство «центральной электрической станции». Это подробный, проработанный договор более чем на 10 листах. Предприниматель должен был построить электростанцию и запустить трамвайное движение за свой счет. Город обязывался содействовать, отводить бесплатно землю в нужных местах и т. д. По сути, эта было возвращение к старой идее самого Колбина, которой не суждено было осуществиться. По соглашению с Зеленовым мощности новой станции должно было хватать для одновременной работы не менее 32 тысяч ламп накаливания силой 16 свечей, а одновременно с этим для приведения в движение пассажирских и грузовых вагонов электрической железной дороги.

Тайны старого Челябинска: главный магазин Валеева и его задворки

К сожалению, и этот договор до реализации не дошел. Но городские власти не оставляли тему снабжения электричеством: мощностей станции товарищества «Кокорев, Колбин и Ко» действительно было недостаточно. Хотя, разумеется, колбинская станция не осталась такой же, какой была в 1906 году: она дополнялась, расширялась. Но сам принцип ее — генераторы, работающие от двигателей внутреннего сгорания, накладывал ограничения.

1930-е годы. Фрагмент фотографии из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

Когда началась война, население Челябинска стало расти еще более быстрыми темпами. Очевидно, где-то в конце 1914 года городской думой был заключен договор на строительство новой электростанции. Стороной соглашения выступила компания «Сименс-Шуккерт» — акционерное общество, зарегистрированное в России. В ходе обсуждения и переговоров с инженером фирмы «Сименс-Шуккерт» Подольским договорились о цене в 47 тысяч рублей. Из них 10 тысяч рублей должны были пойти в счет аванса за второй агрегат (паровую машину) и генератор.

Видимо, установка второго генератора была оговорена уже дополнительно, когда стало понятно, что электричества понадобится еще больше. В частности, городские власти озадачились снабжением электроэнергией строящегося элеватора.Август 2019 года. Засохшая лиственница во дворе дома Колбина.Юрий Латышев

В 1916 году здание тепловой электростанции в стиле позднего модерна было завершено. Оно уникально тем, что здесь впервые в городе был применен прием безбалочного монолитного железобетонного перекрытия. Вскоре «Сименс-Шуккерт» оснастило электростанцию паровой машиной и двумя генераторами общей мощностью 250 кВт. Новая электростанция была запущена 27 апреля 1917 года. В качестве топлива использовались дрова и местный бурый уголь. Для доставки угля была проложена железнодорожная ветка, которая проходила от железной дороги на Екатеринбург по улице Труда, затем вдоль Солдатской площади (ныне площади Павших) и по берегу реки Миасс до электростанции.

После революции электростанция была национализирована, но до начала 1930-х годов оставалась единственной в городе и использовалась исключительно для снабжения бытовых потребителей. В 1927 году начали строить ЧГРЭС: в 1930 году была запущена первая турбина, а годом позже — и остальные. Проектная мощность ЧГРЭС была чуть меньше 150 МВт, поэтому надобность в старой электростанции отпала. И ее вывели из эксплуатации.

В 1932 году в Челябинске все-таки запускают трамвай, и помещение бывшей электростанции, как и хотел в свое время купец Колбин, начинает непосредственным образом служить новому виду городского транспорта. Оборудование электростанции демонтируется, и в ней размещают тяговую подстанцию. В 1933 году в этом помещении оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагоно-мест. Это депо просуществовало до 1938 года, до строительства уже постоянного — на улице Первой Пятилетки.

По материалам публикаций В. Боже, Е. Рохацевич и Г. Самигулова.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)