Опубликовано: 16:51, 22 август 2019
По материалам: hotgeo
Общество

Учёные: Энергоэффективный сон опасен для перелётных птиц

Истощенные перелётом птицы проводят сон, засовывая голову под крыло. Это делает их не защищенными от хищников.

Учёные: Энергоэффективный сон опасен для перелётных птиц

Недавно учёные из нескольких европейских университетов решили узнать, как садовые славки (Sylvia borin) спят во время своих перелётов и влияет ли это на их энергозатраты.

Для проведения данного исследования специалисты перебрались на остров Понца, расположенный в Тирренском море. Весной в этом месте собирается множество птиц, преодолевших 500 километров открытого моря. Там были пойманы 63 абсолютно здоровые птицы, при этом отбирали только взрослых особей.

Затем каждого участника эксперимента поместили в отдельную клетку и проверили общую физическую форму всех. В течение нескольких дней, птицы находились под наблюдением, которое осуществлялось при помощи камер двух видов: днём работали обычные, а ночью – инфракрасные.

На этом этапе было определено следующее: птицы, находящиеся в хорошей физической форме, (с плотным слоем подкожного жира, с большим объёмом грудных мышц и длинными крыльями) спали днём, а бодрствовали ночью, в то время как у истощенных животных всё происходило наоборот. Более того, первые держали голову прямо во время сна, а вторые под крылом, поскольку сохранили энергию, ведь эта часть тела птицы интенсивнее всего выделяет тепло.

Чтобы подтвердить свою версию ученые поймали ещё 18 птиц и пометили их в условия, с помощью которые можно было измерить, как организм животного расходует энергию. Таким образом, было доказано то, что у Sylvia borin, держащих голову под крылом, обмен веществ происходил медленнее, чем у тех, кто спал с поднятой прямо головой. Однако такой способ сохранения энергии повышал у птиц шанс быть съеденными хищниками.