Иван Филипов
Опубликовано: 17:26, 19 июль 2019
По материалам: znak
Другие новости

Сколько денег потратили на сбор подписей независимые и провластные кандидаты в Мосгордуму

Илья Яшин потратил на каждую подпись больше 100 рублей, но его все равно не зарегистрировалиСтраница "ВКонтакте" Ильи Яшина

Znak.com выяснил, что провластные кандидаты в Мосгордуму потратили на сбор подписей в десятки или даже сотни раз меньше средств, чем независимые политики. Эксперты называют это признаком того, что подписи не собирались вовсе или за них платили в обход избирательного счета. Единороссы говорят, что ориентироваться на текущие цифры в отчетах некорректно.

В Москве завершился первый этап избирательной кампании по выборам депутатов Московской городской думы. По его итогам Московская избирательная комиссия зарегистрировала 233 кандидата в депутаты, из которых 171 человек — это представители партий, остальные 62 кандидата — самовыдвиженцы (при этом как минимум 22 самовыдвиженца являются членами «Единой России»).

Отличительной чертой выборов в Мосгордуму VII созыва стало то, что окружные избиркомы не зарегистрировали практически ни одного оппозиционного кандидата-самовыдвиженца — не допущены до выборов Дмитрий Гудков, Любовь Соболь, Илья Яшин, Юлия Галямина, Александр Соловьев, Иван Жданов и Сергей Митрохин. Основная причина отказов в регистрации — превышение допустимой нормы (10%) брака среди подписей избирателей в подписных листах.

Оппозиционные кандидаты на протяжении первого этапа избирательной кампании неоднократно заявляли, что их оппоненты не вели активной агитации и самостоятельно подписи избирателей не собирали. Znak.com решил сравнить, сколько средств из избирательных фондов на сбор подписей москвичей потратили оппозиционеры, а сколько кандидаты, поддерживаемые мэрией Москвы и партией «Единая Россия».

Копейки за подпись

Экс-кандидату в депутаты Московской городской думы, актеру Андрею Соколову, который баллотировался от 43-го округа Москвы, удалось собрать в свой избирательный фонд порядка 18 млн рублей, говорится в первом финансовом отчете, опубликованном на сайте столичного избиркома. Однако из этой суммы на сбор 4940 подписей актер Соколов потратил всего 180 тыс. рублей, из которых 160 тыс. выплатил сборщикам за выполненную работу. Таким образом, одна подпись за выдвижение Соколова обошлась ему примерно в 32 рубля. Музыкант Сергей Троицкий (Паук), который также выдвигал свою кандидатуру на выборах в Мосгордуму, на сбор 4610 подписей потратил всего 3 тыс. рублей (стоимость одной подписи равна 65 копейкам).

В то же время их оппонент по 43-му округу, юрист ФБК Любовь Соболь потратила на сбор подписей чуть больше 1 млн рублей, всю эту сумму она выплатила сборщикам. В избирком Соболь сдала 4940 подписей, каждая из которых ей обошлась примерно в 207 рублей.

Всем троим окружная избирательная комиссия отказала в регистрации — кандидаты, по мнению экспертов, превысили допустимую норму брака среди подписей в 10%. Примечательно, что самое большое число брака окружной избирком нашел в подписных листах независимого кандидата Любови Соболь — 712 недействительных подписей.

Член «команды Алексея Навального» Константин Янкаускас на сбор 4785 подписей потратил 951 тыс. рублей, из которых 920 тыс. рублей заплатил сборщикам. Одна подпись обошлась Янкаускасу в 192 рубля. Регистрацию на выборах Янкаускас не получил, в 31-м округе Москвы был зарегистрирован единственный самовыдвиженец Сергей Зверев — действующий депутат Московской городской думы, замсекретаря политсовета столичного отделения «Единой России», руководитель городской общественной приемной председателя ЕР Дмитрия Медведева. Сергей Зверев из своего избирательного фонда в 11 млн рублей на сбор подписей потратил всего 79 тыс. рублей, не заплатив при этом сборщикам подписей ни рубля, следует из его финансового отчета.

Ведущий канала ТВЦ Роман Бабаян, который в качестве самовыдвиженца получил регистрацию на выборах в Мосгордуму по 5-му округу столицы. собрал в свой избирательный фонд 1,1 млн рублей. Из этих средств на сбор подписей Бабаян потратил 67 тыс. рублей, при этом на работу сборщиков телеведущий, судя по данным его финансового отчета, не потратил вообще ничего. Кстати, сказать точно, во сколько Бабаяну обошлась одна подпись избирателей невозможно — в решении окружного избиркома о его регистрации нет данных о том, сколько подписей Бабаян сдал в избирком, нет данных и о том, какой брак среди этих подписей.

На невозможность поучаствовать в проверке подписей Романа Бабаяна неоднократно заявлял его оппонент по 5-му округу, экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков, которого не допустили на выборы из-за превышения допустимого числа брака в подписных листах. Сам Дмитрий Гудков из своего избирательного фонда в размере 2,3 млн рублей на организацию сбора подписей потратил почти 600 тыс., из которых 552 тыс. выплатил сборщикам (стоимость одной подписи около 95 рублей).

Сколько денег потратили на сбор подписей независимые и провластные кандидаты в МосгордумуСтраница «ВКонтакте» Дмитрия Гудкова

В 9-м избирательном округе Москвы в качестве самовыдвиженцев регистрацию на выборах получили депутат из фракции «Единой России» совета депутатов муниципального округа Тимирязевский Анна Ганялина и замдиректора дирекции информационных программ «Вестей» («Россия-1») Андрей Медведев. На организацию и сбор подписей Ганялина потратила всего 17 тыс. рублей, Медведев — 114 тыс. рублей. Сколько точно подписей они сдали, неизвестно, но если исходить из минимального числа по этому округу, то Ганялина потратила на подписи не более 3,2 рубля за подпись; Медведев — 21,9 рубля за подпись.

Отказ в регистрации по тому же 9-му округу Москвы получила независимый кандидат Юлия Галямина, которая на сбор 4936 подписей избирателей потратила 767 тыс. рублей (одна подпись обошлась Галяминой в 155 рублей).

Впрочем, в некоторых округах оппозиционные кандидаты потратили на сбор подписей меньше средств, чем провластные. Например, в округе № 45 Илья Яшин потратил на организацию сбора подписей 551 тысячу рублей, выплатив сборщикам почти 540 тысяч. Каждая из 4936 подписей обошлась ему в 109 рублей. А его оппонент Валерия Касамара выплатила сборщикам 2,5 млн рублей за 4507 подписей — то есть потратила 554 рубля за каждую подпись.

При этом самовыдвиженцы, фактически являющиеся представителями «Единой России», во многих округах потратили на сбор подписей меньше 100 тыс. рублей. Не у всех есть данные о количестве сданных подписей, но можно оценить стоимость каждой подписи, исходя из минимально необходимого числа подписей для регистрации.

Так, депутат Мосгордумы, член партии «Единой России» Надежда Перфилова (7-й округ) потратила на сбор подписей 33 тыс. рублей (6,4 рубля за подпись); член «Единой России», председатель Мосгордумы Алексей Шапошников (12-й округ)— 47 тыс. рублей (10 рублей за подпись); заместитель председателя Мосгордумы, глава «Единой России» в Москве Андрей Метельский (15-й округ) — 31 тыс. рублей (7,1 рубля за подпись); исполнительный секретарь отделения «Единой России» в Выхино-Жулебино Вера Шевченко (21-й округ) — 2,8 тыс. рублей (50 копеек за подпись); член политсовета московского отделения «Единой России», депутат Мосгордумы Инна Святенко (22-й округ) — 12,7 тыс. рублей (2,7 рубля за подпись); депутат Мосгордумы, член фракции «Единой России» Людмила Стебенкова (25-й округ) — 9,7 тыс. рублей (2,2 рубля за подпись); член президиума регионального политсовта «Единой России», депутат Мосгордумы Людмила Гусева (33-й округ) — 42 тыс. рублей (7,9 рубля за подпись); член политсовета московского отделения партии ЕР, депутат Мосгордумы Татьяна Барышева (40 округ) — 43 тыс. рублей (8,4 рубля за подпись); депутат Мосгордумы от фракции «Единая Россия» Евгений Герасимов (41 округ) — 43 тыс. рублей (8,8 рублей за подпись); экс-депутат Госдумы от фракции «Единой России» Елена Николаева (23-й округ) — 28 тыс. рублей (6,2 рубля за подпись).

«Стоимость одной подписи не может опуститься ниже 300 рублей»

«Сбор пяти-шести тысяч подписей в Москве реально не может стоить меньше 1,5–2 млн рублей. Просто потому, что себестоимость одной подписи не может опуститься ниже 300 рублей. И это скромные оценки — фактически оплата только сборщику без работы штаба, юристов, отдела проверки подписей, аренды офиса и так далее, — рассказал Znak.com член совета движения в защиту прав избирателей „Голос“ Станислав Андрейчук. — Надо понимать, что на волонтерах такую работу не вытянуть — слишком трудоемко для неоплачиваемого труда». По словам Андрейчука, если кандидат в депутаты при сборе подписей потратил значительно меньше 1,5–2 млн рублей, то «это значит, что либо никакого сбора не было, либо оплата производилась в обход избирательного фонда, а это серьезное нарушение, которое может привести к снятию с выборов».

При этом член совета движения в защиту прав избирателей «Голос» отмечает, что «теоретически сведения об оплате [работы сборщиков] могут появиться в отчетности чуть позже». «Хотя я с трудом могу представить себе ситуацию, когда сборщик будет месяц работать, не получая оплаты за очень сложный и нервный труд», — добавил Андрейчук.

«Потратить на сбор подписей меньше миллиона — нереально», — соглашается с экспертом политик Илья Яшин, отмечая, что «если у кандидата сумма значительно меньше, его подписи — рисовка». В том, что на сбор подписей приходится тратить внушительные суммы согласен и экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков. «Нормальные расходы [на сбор подписей] от 1,8 до 2,3 млн в среднем. Простой подсчет: средняя плата волонтеру — 300 рублей за подпись, умножаем на 5-6 тысяч, плюс сопутствующие расходы. Сбор — это тяжелая работа, ее нельзя провести за пару вечером. Естественно, что 10-20 тыс. рублей на сбор подписей рядом не лежали с реальностью», — говорит Гудков. При этом политик поясняет, что в его первой финансовой ведомости отражены не все расходы на сборщиков. «Всего на кампанию ушло около 3 млн рублей, в итоговой ведомости данные по оплате работы сборщиков еще изменятся», — отметил Гудков. Должны измениться цифры и у Ильи Яшина, который, по текущей отчетности, потратил на подписи чуть больше 0,5 млн рублей.

В «Единой России» тоже говорят, что в следующих отчетах цифры кандидатов, являющихся членами это партии, будут больше.

Глава исполкома «Единой России» в Москве Олег Смолкин заявил Znak.com, что «делать какие-то выводы о том, сколько кандидаты потратили на сбор подписей, по первому финансовому отчету некорректно и провокационно». Это, по мнению Смолина, «может ввести читателей в заблуждение».

«Работы и услуги по сбору подписей могут быть оплачены как до, так и после подачи документов на регистрацию. До момента подачи оплачиваются агитационные материалы и подписные листы. Понятно, что есть работа сборщиков, есть работа тех, кто эти подписи проверяет, но эти работы оплачиваются после того, как кандидат пройдет регистрацию. Это делается в том числе для мотивации сборщиков, чтобы те не халявили при сборе подписей», — объясняет Смолкин.

Он также заявил нашему изданию, что у представителей ЕР, кто пошел на выборы самовыдвиженцем, «деньги на оплату работы сборщиков будут сниматься с избирательных счетов, однако данные об этом будут отражены во втором финансовом отчете, который будет опубликован непосредственно перед выборами».

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)