В России всерьез намерено заняться поддержкой несырьевого экспорта
Россия должна увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров – именно в этом правительство видит один из элементов быстрого роста российской экономики. Темпы роста не ниже среднемировых достижимы только при удвоении несырьевого экспорта к 2024 году, отмечал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
Некоторые успехи в этом направлении уже достигнуты. Как показывает прошлый год, экспорт товаров такого вида растет довольно динамично. К концу 2018 года объем несырьевого экспорта увеличился на 11,7% и составил $149 млрд. Такой результат говорит об устойчивости финансово-промышленной системы к внешним шокам и санкциям. Существенное влияние оказала и проводимая несколько лет политика импортозамещения.
Главным образом причиной роста несырьевого экспорта в предыдущие годы стала сельскохозяйственная отрасль. «Благодаря высокому урожаю в 2017 году производителям удалось накопить серьезные запасы зерна, которые позволили увеличить продажи за рубеж не только в году рекордсмене, но и в 2018 году», — сказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Вместе с тем правительство к 2024 году ставит еще более амбициозную задачу – экспорт только несырьевых товаров должен увеличиться до $250 млрд. В такую же сумму в 2016 году оценивался весь российский экспорт, включая нефть и газ.
Движение к цели в правительстве оценивают позитивно. «Пока мы идем с опережающим результатом», — говорил глава Минпромторга Денис Мантуров. Силуанов отмечал, что объем несырьевого неэнергетического экспорта в 2019 году должен вырасти на 8% по сравнению с 2018 годом и составить $160 млрд.
Тем не менее, наращивать экспорт мешают некоторые препятствия. Это не только очевидные международные санкции и торговые войны, но и структурные проблемы российского экспорта. У России мало конкурентных экспортных товаров. По подсчетам экспертов, из 1200 товарных позиций Россия имеет на международных рынках лишь 160–170 товаров со сравнительным преимуществом. У Китая, США и других развитых стран таких товаров более 400. Таким образом, можно сделать вывод о том, что структура экспорта в России не диверсифицирована. Чтобы наращивать экспорт и достигать целевых показателей, не обойтись без увеличения числа конкурентных товаров.
Кроме того, Россия слабо вовлечена в глобальные цепочки добавленной стоимости — именно они выступают основным элементом мировой торговли в настоящее время. По формальным показателям участия в глобальных цепочках Россия в 1,5–2 раза хуже, чем в среднем по странам ОЭСР.
Сегодня постепенно экспорт становится все более разнообразным и диверсифицированным как по направлениям, так и по странам-покупателям, отмечает Николаев. По его словам, достойный результат по несырьевому экспорту в 2018 году достигнут в том числе благодаря усилиям по кредитованию покупателей.
Основные ресурсы по поддержке экспорта были сгруппированы в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». Пять федеральных проектов, из которых и состоит этот нацпроект, фактически являются теми реперными точками, на которых правительство сосредоточило усилия поддержки. Названия говорят сами за себя: «Промышленный экспорт», «Экспорт услуг» и «Экспорт продукции АПК». Кроме того, в отдельные направления выделены инфраструктурная поддержка, которая будет оказана экспортерам по федеральным проектам «Логистика международной торговли» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». В федеральном бюджете на экспортный нацпроект выделено в 2019 году 86,2 млрд рублей, в 2020 году — 74,5 млрд рублей, в 2021 году — 124 млрд рублей.
Для решения амбициозных задач внешней торговли, центром которых является увеличение экспорта, правительство уже предложило некоторые изменения. В частности, принят закон, предусматривающий право на вычет «входного» НДС при экспорте услуг. Российские организации смогут получать налоговый вычет при экспорте услуг по аналогии с налоговым вычетом на товары. Таким образом снижается налоговая нагрузка для компаний, оказывающих некоторые виды услуг иностранным покупателям, например, услуги по разработке программных продуктов и баз данных, строительные, лизинговые, инжиниринговые услуги и так далее.
Кроме того, должны смягчиться требования валютного контроля. Ранее Антон Силуанов инициировал смягчение штрафов за нарушение валютного законодательства. Сегодня размер штрафа составляет 100% объема выручки, тогда как планирует понизить его до минимальных значений в 3-5%. При этом ответственность не будет наступать, если нарушение срока не превышает 30 дней. К тому же предполагается смягчить санкции и упростить требования к составлению отчетности по валютным операциям. Будет предоставлена отсрочка на 90 дней на устранение неточностей и предоставление отчетности. Поправки готовятся ко второму чтению в Госдуме. Минфин и Центробанк согласовали отмену к 2024 году репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях.
Основательная поддержка экспорта должна обеспечиваться единой системой поддержки. Ключевая роль отводится поддержке производителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). КППК позволят компаниям субсидировать 4,5% от банковской ставки по кредитам, взятым на разные цели, но объединенным экспортной идеей — от предэкспортных работ до создания собственных промышленных площадок за рубежом. Льготу можно получить под кредит, максимальная сумма которого 60 млрд рублей. Соглашения по КППК начнут работать со следующего года.