Иван Филипов
Опубликовано: 20:42, 16 май 2019
По материалам: agenda-u
Другие новости

Лариса Петрова: осмысление Уралмаша через искусство

Лариса Петрова: осмысление Уралмаша через искусство

Как ранее отмечалось в «Повестке дня», в Екатеринбургской академии современного искусства проходит выставка «Душа конструктора», представляющая собой коллекцию произведений Виктора Неуймина,  конструктора, работавшего на Машиностроительном заводе имени М.И. Калинина. 

Прецедент  позиционирования учебного заведения как выставочного центра не случаен. По словам проектора ЕАСИ Ларисы Петровой это целенаправленная политика академии, когда  «пространство, стены воспитывают»

Поэтому можно заметить на входе в здание ЕАСИ (бульвар Культуры, 3, район Уралмаш), что транзитное и стационарное пространство академии используется для экспонирования работ.

«Во-первых, мы считаем, что преподаватели, студенты, сотрудники, наши гости, приходя к нам, могут вот так воспринимать искусство, меняться, воспитываться таким образом» - говорит Лариса Евгеньевна (см. Текущие выставки ЕАСИ).

Лариса Петрова: «Принцип отбора работ для выставок у нас является специфическим. Мы связываем выставки, которые проходят у нас, с тем, чтобы посетители менялись, воспитывались, находясь в окружении пространства, наполненного живописными работами.… Также мы часто даем шанс выставиться дебютным художникам».

«Во-вторых, мы связываем выставку с пространством, локацией, где находится здание академии (ДК, ранее Музей УЗТМ, "Фабрика кухни"), то есть с районом соцгорода Уралмаш. И выставка работ Виктора Неуймина – тому яркий пример.

Выставка работ Виктора Неуймина в галерее ЕАСИ. Фото: Борис  Ярков

Традиционно в «Ночь музеев» в галерее ЕАСИ проходит выставка, которая так или иначе связана с историей Уралмаша. Для чего мы это делаем? – Мы это делаем потому, что ощущаем социальную ответственность за осмысление этого пространства, пространства Уралмаша.  И делаем это не только при помощи выставок, но и в своих научных исследованиях, и проводя  конференции.  Также ежегодно в академии проходит симпозиум, участники которого осмысляет эти проблемы.

 

Работа Сергея Сухова, заслуженного художника России, профессора кафедры рисунка УралГАХА. Фото: Борис Ярков

Помимо того, что такая повестка социальной ответственности кажется важной для нас, мы убедились в том, что и для жителей Уралмаша это имеет большое значение. Несмотря на нынешнее плачевное состояние (после пожара), это здание  – памятник архитектуры, объект культурного наследия (фабрика кухни, музей, районный Центр культуры….),  планируется реставрировать. В текущем году подготовительные работы обещаны, мы стоим в очереди на реконструкцию! Поэтому Уралмаш получит обновленную «фабрику кухни». Ведь это здание имеет символическое значение для уралмашевцев.

Жители Уралмаша несколько переживали, когда академия в 2014-м обосновалась в стенах бывшего ДК «Уралмаш», что это может изменить статус здания, куда они по местной традиции ходили как в гости….

Мы же не только сохранили статус этого здания, но и делаем все для того, чтобы Дом культуры обрел свою идентичность, чтобы зажил новой жизнью, чтобы стал площадкой для привлечения молодежи. И мы рассматриваем это как точку приложения наших аналитических,  художественных, образовательных и многих других целей.

На стенах старого ДК Уралмаша...

Работа Н. Алехина и П. Воинкова, 1954 год. Фото: С. Новопашин

Сегодня в ДК представлены два поколения посетителей: малыши, которые занимаются в секции дзюдо и пожилые люди, которые сюда приходят по привычке и интересам. Для женщин здесь есть кружок рукоделия, мужчины же играют в шахматы – многие из них приходят сюда с детских лет.

Экспозиция работ Виктора Неуймина, открывшаяся в апреле благодаря усилиям наших студентов и кураторов (С.М.Одоевского, в частности) и по инициативе сына художника – Константина Неуймина, интересна по ряду причин.

Во-первых, потому что он художник, который занимался здесь в студии  самодеятельных художников. Эта студия не была единственной – их было несколько в Екатеринбурге, а вообще В СССР это было целое движение.

Во-первых, Дом культуры как институция возник только в СССР. Это место, где внутри много секций, студий, кружков, где и взрослые, и дети занимаются творчеством, реализуя свои интересы и хобби…. Где есть и библиотека, концертный зал, танцпол и т.д.

Интересно то, что сейчас в странах Европы как раз приходят к тому, что у нас расцветало в двадцатом веке, в советский период. Это очень забавный факт. Например, в начале 2019 года в Хельсинки в связи с памятной датой, правительство Финляндии подарило городу т.н. «новаторскую библиотеку» (Oodi – прим. ред), которая по сути – вариант советского ДК. Там есть хор и кружки, тут же прокат коньков и прочее…  Всё для комфортного времяпрепровождения.

К слову сказать, феномен советских ДК , с одной стороны, это своего рода  история, как люди справлялись с режимом (системой), а с другой, это практика того как режим (система управления) себя позиционировал. То есть Советский Союз открыл центр культуры, в нем открывается студия живописи, при этом заметьте, не было никакой цензуры. Это была совершенно автономная жизнь, но при этом там ведь не было никаких диссидентов! Это все к вопросу о том, как непрофессионал может стать профессионалом, и прояснить: художник это все-таки «от Бога» или этому можно научиться.

"Песняры": История - здесь... Фото: Борис Ярков

В обыденном сознании советский ДК был таким местом, в который люди шли, чтобы заниматься творчеством - учиться прежде всего, а потом себя реализовывать. Это были и дети, и взрослые. И конечно история этой художественной студии в ДК «Уралмаш», к сожалению, нигде не описана. Она осталась только в устных пересказах, памяти…

Слава Богу, что нашлись семьи, которые сохранили коллекции работ художников уралмашевской студии. Это конечно благодаря тому, что хорошие отношения в семье, это адекватное представление об семейно-родительских отношениях и т.д. И вот когда Константин Неуймин предложил эту выставку – работ своего отца, мы конечно очень обрадовались, потому что это пример гармоничной связи между искусством и жизнью, который мы хотим показывать, и на котором хотим воспитывать новые поколения.

Тем более, как показывает опыт той же Финляндии, это тренд. Там он именуется Local History (локальная история), у нас с советских времен известен под названием «краеведение». Главное, что их объединяет – это  привязка к определенному объекту/месту.

Поэтому для нас выставка важна этими двумя обстоятельствами, что мы показываем хорошего, интересного художника, хотя бы потому, что он самодеятельный, а второе, он вырос на Уралмаше и связан с его историей.

С.М.Одоевский

Инициатива выставки  принадлежит сыну художника, Константину Неуймину. Организацией выставки занимался сотрудник ЕАСИ Сергей Одоевский, известный галерист, имеющий огромный, в том чимсле международный опыт в этой сфере. Поэтому выставка выглядит профессионально.  Фото: Борис Ярков

С этой точки зрения, мы берем творчество самодеятельного художника и представляем его в профессиональной атмосфере. В итоге, это работает и  смену статуса самого художника.

Несмотря на то, что выставка организована впервые, для творчества В.М. Неуймина это имеет большое значение. Дело в том, что в научной среде есть такое выражение: «Введено в оборот такое-то понятие». А здесь мы ввели в художественный оборот творчество Неуймина. Теперь это может стать (и становится) объектом искусствоведческих и культурологических сфер, а также хорошей заявкой на подобные мероприятия в будущем.

Так, благодаря активности и социальным связям Константина Неуймина проводятся переговоры по поводу проведения подобной выставки Александра Бескина. Его сын, который приехал из Нью-Йорка, готов предоставить для экспозиции работы своего отца, который занимался в той же студии, что и Виктор Неуймин.

Дальше мы хотим выставить других художников этой студии.

Опять же, так как мы высшее учебное заведение, а не галерея и не музей, то у нас существует коллаборационный подход. Каждая выставка это какой-то проект. Поэтому открывшаяся выставка, это еще и дипломный проект для Александры, студентки 4-го курса журналистики. К сожалению, она зафиксировала практически полное отсутствие опубликованной информации о студии, которая работала в ДК «Уралмаш», но есть описание сложившейся практики и традиции подобных художественных студий в СССР.  

Так или иначе, мы продолжим начатую работу.  У академии есть план, который частично в своей работе реализует упомянутая студентка. Из всех материалов которые есть, она делает исследовательскую часть выставки, и в «Ночь музеев» 18 мая мы дополним собственно художественную часть иллюстративным историческим материалом: фотографиями, цитатами из интервью, описанием истории студии – всем, что найдем.

В общем, будем везти изыскания в этом направлении.

Материал подготовили Сергей Новопашин, Илья Макридин

Фото: Борис Ярков

 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: