Иван Филипов
Опубликовано: 02:40, 29 октябрь 2017
По материалам: rusvesna
Другие новости

Разродились независимостью: что будет с Каталонией дальше

Разродились независимостью: что будет с Каталонией дальше

Каталонский парламент объявил о создании Республики Каталония. Теперь депутаты должны хотя бы не отказаться от своего решения в течение ближайших трех дней.

Да!

Над всей Каталонией наконец-то появилось безоблачное небо.

После почти месячного колебания каталонские власти во главе с Карлесом Пучдемоном все-таки решились на бунт.

70 из 135 депутатов каталонского парламента проголосовали за вступление в действие декларации независимости, после чего под крики радости местного населения испанские флаги стали снимать со всех государственных зданий.

Решимости каталонцам, безусловно, придали действия самого Мадрида. Премьер-министр Испании Мариано Рахой не просто отказался от переговоров с каталонскими властями, но и активировал 155-ю статью Конституции. Она предполагает введение прямого управления Мадрида над теми автономиями, руководство которых нарушают испанское законодательство.

При этом руководству Каталонии даже не дали выбрать между посадками и капитуляцией — Карлесу Пучдемону и другим лидерам сепаратистов четко донесли, что они при любом раскладе предстанут перед судом за проведение референдума.

Кроме того, их, очевидно, собирались сделать стрелочниками и за ту кровь на улицах, которую пролила испанская полиция, пытавшаяся этот референдум предотвратить.

Поэтому неудивительно, что, выбирая между тюрьмой и шансом стать национальными героями, Пучдемон и компания проголосовали за второй вариант.

Сейчас перед каталонцами, конечно, стоит титаническая задача по выстраиванию нового государства. «Настало время строить республику снизу, от местных органов самоуправления», — говорит депутат от прокаталонской партии CUP Карлес Риера. Необходимо решать вопросы раздела собственности, охраны границ, документооборота, и, естественно, переговоров с Евросоюзом.

«Звездный флаг» каталонцы, желающие остаться в составе ЕС, не снимали, однако Брюссель на сегодняшний день не видит возможности удовлетворить чаяния жителей новой республики.

Поэтому каталонцам нужно хотя бы заключение каких-то временных соглашений с Евросоюзом для того, чтобы сохраниться в пространстве европейского рынка.

Нет!

Однако первостепенной задачей новой республики является сохранение ее независимости хотя бы на первую неделю. Мадрид выход Каталонии не признал.

«Мы не позволим нескольким людям ликвидировать нашу конституцию, наши стандарты жизни и правила игры, которых мы придерживались 40 лет (со времен принятия Конституции в 1978 году — прим. ред.)», — заявил Мариано Рахой.

Сразу же после решения каталонского правительства испанский Сенат одобрил решение премьера о вступлении в действие 155 статьи. Испания официально отстранила от власти в Каталонии все тамошнее политическое руководство, а также главу местной полиции.

«Мы считаем, что нужно срочно вернуть голос гражданам Каталонии. Поэтому… нужно как можно скорее провести свободные, прозрачные и законные выборы», — заявил Мариано Рахой.

И если раньше речь шла о том, что выборы пройдут месяцев этак через шесть, то сейчас они назначены уже на 21 декабря.

Теперь вопрос в том, как это отстранение и эти выборы пройдут на деле.

Премьер Мариано Рахой, конечно, обещает, что все пройдет чисто, дешево и практично. «Наша задача — восстановить законность. Я призываю всех испанцев, всех каталонцев к спокойствию. Мы все сделаем эффективно — как и делали до сегодняшнего дня», — говорит Мариано Рахой. Однако вплоть до сегодняшнего дня борьба между каталонскими сепаратистами и Мадридом проходила нечисто, со скандалами, угрозами и кровью.

Между первым и третьим

Собственно, это и есть один из вариантов дальнейшего развития событий — силовое отстранение и арест Пучдемона. Но для этого нужно проводить полномасштабную военную операцию, с многочисленными жертвами. Возможно, сам Рахой на это готов — ему уже деваться некуда — однако другие члены испанского кабмина вряд ли горят энтузиазмом топить свою политическую карьеру в каталонской крови.

Есть второй вариант — стимулировать раскол каталонцев. Долгие переговоры Пучдемона с каталонской элитой и многосоттысячные марши против референдума показали, что далеко не все там поддерживают идею независимости.

Взять хотя бы пресловутое голосование в парламенте — «за» независимость проголосовало чуть больше половины депутатов. Остальные либо проголосовали нет, либо воздержались, либо просто не участвовали и вышли из зала, оставив вместо себя флаги Испании и Каталонской автономии.

Этот путь для Рахоя оптимален, и он сейчас по нему идет. Власти Испании отложили ввод войск и дали каталонскому руководству три дня на то, чтобы оно одумалось или просто протрезвело.

Есть и третий вариант — понять и простить. Рахой может позволить каталонцам реализовать свою независимость в надежде на то, что дальнейшие сложности заставят каталонцев найти какие-то формы сосуществования с Испанией.

Однако этот вариант слишком уж рискован для Рахоя — ведь он рискует остаться в истории не просто пролившим кровь, но и пролившим кровь напрасно. Тем более что в Испании есть те, которые об этом будут много и громко говорить.

С самого начала кризиса оппозиция в лице Социалистической рабочей партии Испании проводила весьма дальновидную линию. Да, партия выступала за сохранение территориальной целостности Испании, и да, она поддержала 155-ю статью. Но при этом выступала против чересчур жестких мер в отношении каталонского народа.

Лидер социалистов Педро Санчез говорит о том, что между Каталонией и остальной Испанией «есть мощные связи, которые превалируют над абсурдом лиц, потерявших лояльность к своим людям». Очевидно, что в ходе следующих парламентских выборов Педро Санчес возложит вину за потерю Каталонии на Мариано Рахоя.

Таким образом, если второй вариант не сработает, то Мариано Рахою придется выбирать между первым и третьим. И никто сейчас не может сказать, что выберет испанский премьер.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)