Иван Филипов
Опубликовано: 02:45, 05 декабрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Концессия становится главным инструментом развития в ХМАО

Концессия становится главным инструментом развития в ХМАОАлексей Андреев и Наталья Комарова (архив)Znak.com/Виктор Жуков

У концессий — большое будущее. Эта модель является одним из лучших механизмов долгосрочного инвестирования не только в российской, но и в международной практике при создании социально значимых объектов инфраструктуры.

Что это такое?

Договор концессии предусматривает, что концессионер создает или реконструирует имущество, находящееся в собственности концедента. В условиях государственно-частного партнерства федеральные, региональные или муниципальные власти выступают в роли концедента, а бизнес — в качестве концессионера.

Концессия выгодно отличается от других устоявшихся видов отношений между властью и бизнесом, например, аренды, подряда или договорного управления. Концессионер вкладывает собственные средства, а не забирает все финансирование на создание объекта из бюджета. При этом у региональной и муниципальной власти остается больше средств, чтобы, например, направить их на социальное развитие или строительство других нужных объектов. Между тем в России пока по пальцам можно пересчитать успешно работающие концессионные соглашения. Причина проста — мало опыта, но не в случае Югры.

Действенный механизм

Недавно губернатор региона Наталья Комарова выступила с ежегодным обращением к югорчанам и отчетом перед депутатами окружной думы. Она назвала ключевые результаты 2018 года и обозначила приоритетные направления развития Югры в 2019-м. В целом достигнуты неплохие результаты, но планка следующего года поднята высоко, причем в различных отраслях — строительстве, развития ЖКХ, медицины.

И в этом контексте на выручку муниципалитетам округа как раз может прийти институт концессий. Тем более реальные примеры действенных соглашений уже есть. Уже в этом году в регионе начали использоваться механизмы концессионных соглашений, государственно (муниципально) -частного партнерства для развития социальной сферы, транспортной инфраструктуры, комплексного развития территорий, экологии в соответствии с мероприятиями государственных программ.

Между правительством Югры, а и Сбербанком заключено соглашение о сотрудничестве. Главная цель — создание объектов социальной, образовательной инфраструктуры на основе концессионных механизмов. Утверждены и формы концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования, соглашения о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов образования, конкурсной документации. Уже на сегодняшний день в соответствии с концессионными соглашениями в автономном округе в 2018 году реализуются 29 проектов.

От теории к практике

Итак, чего ждать жителям Югры? Если говорить о сфере образования, то специалисты департамента образования и молодежной политики округа в 2018 году рассмотрели 14 заявок муниципалитетов на предоставление субсидии из бюджета региона бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий муниципальных программ, которые предусматривают создание объектов общего образования в соответствии с концессионными соглашениями. Пять заявок уже одобрено. Другими словами, на карте региона уже в ближайшее время могут появиться новые школы. В свою очередь это, значит, что скоро все школьники будут учиться в первую смену.

«По расчетам специалистов, сегодня Нижневартовску необходимо девять школ. Одна уже строится в 18-м микрорайоне, расположенном за улицей Ханты-Мансийской. Здесь планируется ввод двух зданий сразу. Еще две школы в следующем году планируется начать строить в рамках концессионных соглашений. Наш муниципалитет одним из первых в Югре готов заключить такой документ, он позволит за счет средств инвестора начать строительство социально важного объекта. Что самое главное, уже есть инвестор, готовый к сотрудничеству», — отметил глава Нижневартовска Василий Тихонов.

Решить проблемы стало проще

Кстати, одними из первых концессионные соглашения пришли в сферу ЖКХ. Старт был дан еще в 2011 году. Поэтому сегодня можно говорить, что у региона есть опыт. Как итог, в Югре для создания условий для развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства инвесторам оказывается содействие при разработке и сопровождении инвестиционных программ и концессионных соглашений. В этом году в автономном округе на условиях концессии действуют 26 соглашений с общим объемом инвестиций 5,5 млрд рублей. И заметьте, в сфере ЖКХ, в выигрыше оказывается, рядовой потребитель.

«Когда в Радужном заключалось подобное соглашение, не буду скрывать, мнения были разные. Но сегодня видно: работа по соглашению идет. Главное, что концессионер готов на диалог с горожанами. Приятно, что тарифы не выросли, но при этом наконец-то появились приборы учета, о которых мы раньше только мечтали», — рассказывает Марьяна Смирнова, член Общественного совета Радужного.

И это лишь один из примеров. Так, Лангепас — один из первых муниципалитетов Югры, который передал предприятия ЖКХ в концессию. Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения здесь переданы в концессию на 30 лет. Размер инвестиций на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения составит более 600 млн рублей, на создание и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения — 1,2 млрд рублей. А представляете, если бы это бремя легло на местный бюджет? Если да, то все деньги ушли бы на ЖКХ, а что делать с другими статьями расходов?

«В этом году департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры согласована инвестиционная программа. За три года, в течение которых теплоснабжение и горячее водоснабжение в Лангепасе осуществляется по концессии, нет жалоб от граждан на некачественно предоставленные услуги», — отмечает представитель концессионера, заместитель гендиректора по региональному развитию ООО «КонцессКом» Мария Зубкова.

В сфере обращения с отходами также реализуется концессионное соглашение по строительству комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганска и Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района. Общий объем инвестиций более 1,1 млрд рублей! Кроме того, планируется заключение концессионных соглашений по строительству четырех межмуниципальных полигонов в Нижневартовске Нягани, Сургуте и Ханты-Мансийске.

Дороги

Транспортная отрасль является важнейшим показателем и одним из основных драйверов повышения уровня социального и экономического развития каждого региона. В связи с этим так важно уделять особое внимание развитию транспортной инфраструктуры. В дорожном строительстве свои примеры успешной реализации проектов на основе концессий и ГЧП. В 2018 году в соответствии с контрактом жизненного цикла (форма ГЧП) построена подъездная автомобильная дорога к поселку Мортка в Кондинском районе. Контракт жизненного цикла — это форма государственно-частного партнерства, включающая комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (то есть несколько этапов жизни объекта) при условии поэтапного финансирования контрактных обязательств и справедливого распределения рисков между автономным округом и частной стороной.

Кроме того, продолжается реализация проекта «Строительство подъездной автомобильной дороги к селу Ямки». В Югре есть инвесторы, готовые браться за реализацию ГЧП проектов и концессионных соглашений, например, АО «ДСК „АВТОБАН“, компания участвует в развитии рынка ГЧП на федеральном и региональном уровнях, выступая в качестве инвестора, генерального подрядчика. „Безусловно, расширять возможности и инструменты для реализации подобных соглашений нужно, ведь именно такие инфраструктурные проекты дают, в конечном итоге, мультипликативный эффект для всей экономики не только региона, но страны. Сложность в том, что во многих европейских странах государственно-частное партнерство и концессии — давно отлаженный, прозрачный и предсказуемый механизм. В России этот рынок и правила игры только формируются. Но в нашем арсенале есть успешные примеры реализации проектов в республике Коми“, — считает депутат окружной думы, гендиректор АО „ДСК ‚АВТОБАН‘ Алексей Андреев.

Напомним, что между округом и республикой действует соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. И именно здесь в ноябре открыт участок Малая Пера — Ираель межрегиональной дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар. По словам Алексея Андреева, это первая дорога, построенная компанией в рамках концессии. Кстати, в рамках концессионного соглашения планируется строительство продолжения дороги по улице Нововартовской в сторону старой части города Нижневартовска. Необходимость в ней назрела давно — микрорайоны, расположенные в этой части города, развиваются и застраиваются целыми жилыми комплексами. Единственная дорога, которая соединяет старую часть города с центром — улица Лопарева, — загружена.

Не остается сомнений, что инвестиционные проекты на основе принципов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, запущенные в 2018 году, определят курс Югры на будущее.

Партнерский материал.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)