Иван Филипов
Опубликовано: 22:25, 09 ноябрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Лига безопасного интернета замерила интерес к теме скулшутинга в социальных сетях

Лига безопасного интернета замерила интерес к теме скулшутинга в социальных сетяхJulian Stratenschulte / Global Look Press

Лига безопасного интернета (ЛБИ) выявила более 300 подростковых аккаунтов в различных соцсетях, в которых опубликованы сообщения о намерении напасть на школу или совершить иные поступки «экстремистского характера». Об этом Znak.сom рассказали в ЛБИ. Информацию подтвердил собеседник в правоохранительных органах.

«Несколько десятков аккаунтов входят в высокую группу опасности. В список также входят аккаунты подростков из стран СНГ: Белоруссия и Казахстан. Еще полгода назад таких аккаунтов было в пять раз меньше», — говорит источник издания в Лиге безопасного интернета. Что касается групп, то только явлению school-shooting в популярной среди российских подростков соцсети «ВКонтакте» посвящено 45 групп. Кроме того, растет количество групп, посвященных массовым и серийным убийствам, ритуальным убийствам, субкультуре АУЕ и т. п., рассказал собеседник.

При этом возникновение новых случаев скулшутинга в ЛБИ связывают с тем, что уже совершенные инциденты получают широкое обсуждение в медиа. Например, нападение в Улан-Удэ в январе 2018 года, как предполагают эксперты Лиги, могло быть вызвано обсуждением аналогичного инцидента в Перми, случившегося чуть ранее в том же месяце. А пермский случай, в свою очередь, мог быть спровоцирован тем, что случилось в школе в подмосковной Ивантеевке в сентябре 2017 года.

Хинштейн заявил, что Росгвардия физически не сможет охранять все школы России

«Пик интереса к теме пришелся на 18 мая 2018 года и возник на фоне обсуждения в СМИ нападения в Санта Фе в США, что спровоцировало распространение этой темы в тематических сообществах, посвященных скулшутингу, убийствам и насилию. Интерес к данной теме может стать причиной возникновения нового инцидента вооруженного нападения на учебные заведения в России», — отмечают в Лиге безопасного интернета.

Впрочем, по-настоящему серьезно тема зазвучала 17 октября, когда студент четвертого курса Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков устроил взрыв и стрельбу из ружья в своем учебном заведении, после чего покончил с собой. Уголовное дело, возбужденное по статье «Теракт», было переквалифицировано на статью «Убийство двух и более лиц». В результате атаки погибли 20, не считая самого Рослякова. Еще 73 человека пострадали.

Руководитель правозащитного центра «Сова» Александр Верховский считает, что мониторинг подобных групп в действительности не способствует снижению градуса радикализма молодежи.

Однако в крайних ситуациях он все же может помочь предотвратить преступление.

— Если люди считают, что нашли человека, уже готового стрелять и собирающего бомбу, логично, что надо идти в полицию. Но к деятельности самой Лиги безопасного интернета, если честно, я отношусь скептически и не уверен, что их мониторинг адекватен реальности. Еще есть формы общественной активности, когда люди пишут не в полицию, а провайдеру с жалобой на некие опасные группы, это тоже нормальная форма общественной жизни. При этом мне все же кажется, что Лига — она не столько про мониторинг, а скорее больше про запретительные инициативы, — считает Верховский.

Анна Кузнецова предложила создать оператора для мониторинга детского контента в Сети

Координатор проекта по противодействию насилию над детьми «Безопасное детство» Анна Левченко настаивает, что результативность профилактики скулшутинга зависит не столько от мониторинга соцсетей на предмет активности «деструктивных групп», сколько от того, что с полученной информацией происходит дальше. Часто сотрудники правоохранительных органов настроены просто на то, чтобы выполнить показатели и отчитаться об этом. В итоге открывают дело против внушаемых подростков из условного «Нового величия», а вот реальных террористов-одиночек пропускают, потому что выявлять гораздо сложнее.

«Для того чтобы система профилактики заработала, у оперативных служб должен быть не только мониторинг, должна вестись агентурная работа, в которой должна быть логика, направленная не на выполнение показателей, а на предотвращение преступлений», — сказала Левченко Znak.com. При этом, отмечает эксперт, из сотен подписчиков групп про скулшутинг только единицы дойдут до реальных действий.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)