Иван Филипов
Опубликовано: 13:15, 04 ноябрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Тайны старого Челябинска: история городских водонапорок

Тайны старого Челябинска: история городских водонапорокВодоёмное здание на два бака на станции Челябинск, 1994 год.Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска.

Большинство жителей Челябинска знает изящное здание старой водонапорной башни на улице Воровского. Удивительно, но внешний вид этой башни не изменился с момента ее постройки в 1911 году. В Челябинске сохранились три водонапорных башни из четырех, построенных в дореволюционный период.

Самую первую соорудили в 1892 году, одновременно со строительством первого челябинского вокзала. Водоемное здание, как тогда называли железнодорожники водонапорные башни, входило в систему инженерных сооружений, призванных обеспечить водой станцию Челябинск. Здание находилось в 200 метрах севернее вокзала. В плане башня имела форму вытянутого с севера на юг восьмиугольника. Нижняя часть была сложена из природного камня, верхняя была бревенчатая. В бревенчатой части располагались два бака, в которые вода закачивались из реки Миасс. К сожалению, в настоящее время бревенчатая часть уничтожена.

Когда железнодорожная станция стала расширяться, а потребности в воде возросли, примерно в 1904–1907 годах было построено второе водоемное здание, в 100 метрах севернее первого. В отличие от первого, у него был только один бак. И если первое водоемное здание, построенное в 1892 году, в настоящее время пребывает в заброшенном состоянии (что, конечно, вызывает крайнее сожаление, учитывая историческую значимость сооружения), то второе продолжает использоваться, причем по своему предназначению. Относительно недавно была проведена замена старого бака.

Водоемные здания на станции Челябинск. Слева – на два бака постройки 1892 года, справа – на один бак постройки 1904–1907 гг. / 1912 г.Фрагмент фотографии из фонда музея истории Южно-Уральской железной дороги.

Водоемные здания на вокзале, как уже было сказано, были нужны в основном для обслуживания станционных потребностей. Поэтому власти Челябинска в начале ХХ века тоже озадачились организацией общегородского водопровода. В 1906 году при непосредственном участии городского головы Александра Бейвеля была создана городская водопроводная комиссия, которая заказала предварительные проекты и сметы нескольким фирмам, занимавшимся проектированием и устройством городских водопроводов.

В начале 1909 года были присланы первые предварительные проекты. К их обсуждению привлекли инженеров Федорова и Городецкого. В декабре 1909 года Федорову было предложено самому составить проект, взяв за основу имевшиеся у водопроводной комиссии наработки. В сентябре 1910 года Аркадий Федоров был принят городской управой на работу как инженер, инспектирующий и сопровождающий весь проект строительства водопровода.

В марте 1911 года приглашенное для реализации проекта общество Брянских заводов согласилось приступить к работам, даже не дожидаясь финансирования. И с лета того же года работа началась.

Уже следующей зимой, 4 февраля 1912 года, водопровод был введен в эксплуатацию. Система включала в себя насосную станцию с двумя дизельными двигателями, фильтры для очистки воды, бассейн для отфильтрованной воды, больше 20 км труб, в том числе чугунные магистральные, колодцы, 8 водораздаточных будок, домовые отводы, а также запасной резервуар для воды — водонапорную башню.

Нижняя часть водоемного здания постройки 1892 года. 2013 г.Юрий Латышев
Тайны старого Челябинска: открытие с единственной фотографии

Проект башни был, скорее всего, типовым, хотя и адаптированным Федоровым конкретно для челябинского водопровода. Башню соорудили практически на окраине города, напротив городской больницы, но место было выбрано не случайно: в пределах города это была самая высокая точка, 245 метров над уровнем моря. С учетом высоты башни в 12,5 метра до дна резервуара это позволяло обеспечить подъем воды на высоту третьего этажа в любой точке города. Этого было достаточно, ведь в те годы все жилые здания в Челябинске были не выше двух этажей, а из общественных три этажа имело только здание реального училища. Емкость резервуара составляла почти 185 кубометров.

Башня городского водопровода восьмигранная, и все ее грани — с окнами. При этом только часть окон настоящие, несколько окон — ложные, сделанные для архитектурной гармонии. Внутри четыре этажа. Башня стоит на каменном цоколе. Нижние два — высокие, как раз с окнами. Третий этаж — низкий и с глухими стенами. На уровне этого этажа со стороны входа находится эркер. И последний этаж, в отличие от трех выполненных из кирпича, построен из дерева. Там собственно и располагался резервуар.

Внешние черты башни отсылают к стилю модерн, особенно это видно по украшению на коньке крыши.Здание водонапорной башни городского водопровода на улице Воровского, 2016 год.Юрий Латышев

Неизвестно, до какого времени башня работала по прямому назначению. Но первая водопроводная система, с учетом неоднократных модернизаций и реконструкций, которые требовались росшему городу, успешно функционировала до конца 20-х годов. Уже несколько лет башня на Воровского стоит пустой. Она находится в ведении областного краеведческого музея и могла бы послужить созданию нового музейного пространства. Но не все так просто. Насколько известно, чтобы снова стать обитаемой, башня должна обзавестись запасным выходом — таковые современные требования, предъявляемые к объектам культуры. Это потребует создания некого пристроя, что затратно и хлопотно, учитывая к тому же, что речь идет об объекте культурного наследия. Такой вот замкнутый круг.

Не хотелось бы, чтобы эта проблема привела к тому, что башня придет в запустение, и как многие покинутые постройки однажды будет утрачена. Тем более что Челябинск уже безвозвратно потерял одну из построенных до революции водонапорных башен. Она была на территории завода «Столль и Ко», позже известного как завод имени Колющенко. Башня была деревянной и, судя по всему, пошла под снос во время расширения заводских помещений в ХХ веке.

Водонапорная башня на территории завода «Столль и Ко». Начало ХХ векаИз фонда Государственного исторического музея Южного Урала.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: