Опубликовано: 12:24, 02 май 2018
По материалам: terrnews
Другие новости

Ученые впервые определили гены цвета, запаха и многократного цветения чайной розы

Международная группа биологов отсекветнировала геном чайной розы и обнаружила гены ремонтантности (многократное цветение в течение сезона) и соединения белка с некодирующей микроРНК, которое управляет интенсивностью цвета и запаха цветка.

До сих пор ученые не могли определить последовательность генов в геноме чайной розы из-за его гетерозиготности (в гомозиготных хромосомах копии этих генов немного различаются). Муххамед Бендахман (Лионский университет), Патрик Винкер и Мусса Бенхамид (оба из Университета Эври) получили гомозиготный геном чайной розы сорта "Old Blush" с помощью технологии секвентирования длинных ДНК-последовательностей. В результате была прослежена вся цепочка генов этого растения с 80-кратным покрытием. Выяснилось, что за ремонтантность чайной розы отвечает ген TFL1 (RoKSN) - в большинстве случаев он подавляет цветение, однако при скрещивании, которому подвергся изучаемый сорт, этот механизм "сломался". Вероятно, за многократное цветение отвечают еще и гены SPT и DOG1, кодирующие белки "цветения".

В ходе исследования ученые узнали, какие вещества и процессы способствуют выделению аромата лепестками чайной розы, а какие отвечают за их цвет. Растение благоухает оттого, что в нем происходит синтез терпена гермакрена d, и приобретает ту или иную окраску благодаря синтезу цианидина, образующего антоцианы, которые "красят" лепестки в красный или фиолетовый цвет. Оба процесса определяются одной и той же парой - белком SPL9 и некодирующей микроРНК miR156.