Иван Филипов
Опубликовано: 12:57, 31 декабрь 2017
По материалам: newsnn
Другие новости

Неоднозначны 2017-й

Неоднозначны 2017-й
Александр МазинПрофессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук
Неоднозначны 2017-йМнение
Сегодня, 12:15Читайте NewsNN в официальной группеСледите за самыми важными новостями региона в ленте друзейFacebookВконтактеTwitterОдноклассники[/url]#][url=#Итоги 2017 года весьма неоднозначны и для страны, и для нашего региона. В Нижегородской области происходили бурные политические события, сменился лидер, что всегда вызывает повышенный интерес; некоторых представителей прежней власти привлекли к суду и т.п.

Есть о чем поговорить, есть что обсуждать. В экономике тоже было немало интересного. Открыто движение по новому волжскому мосту, продолжается подготовка к чемпионату мира по футболу, близится к концу строительство стадиона, новой станции метро и т.п. Не было каких-то тяжелых социальных конфликтов, опасных политических выступлений; город и область в этом отношении считаются достаточно спокойными. Но любой регион – это лишь часть огромной страны, и процессы, которые в нем происходит, неразрывно связаны с процессами и тенденциями общероссийского масштаба.

На первый взгляд, и для России год закончился не так уж плохо. Спад преодолен, экономика приспособилась к новым условиям (включая санкции) и стала расти: по данным не только российских, но и зарубежных источников (ЕБРР, Еврокомиссии, ОЭСР, Всемирного банка) в 2017 г. темпы роста ВВП составят 1,7–1,8%. Государство по-прежнему выполняет социальные обязательства, никаких бунтов и катаклизмов не предвидится, общество в целом поддерживает внешнеполитический курс руководства страны и т.п. Но так ли все благополучно? И, главное, что будет дальше?

Четвертый год снижаются реальные располагаемые доходы населения. Почти 40% российских семей заявляют о нехватке денег на еду и одежду; многие сокращают расходы на образование, медицинские услуги, одежду и обувь. Это вынуждает продавцов (в том числе монополистов) не повышать, а снижать цены – одна из причин низкой инфляции.

За последние 8 лет (2008-16 гг.) ВВП России увеличился лишь на 4,3%, т.е. по полпроцента за год. Доля населения, живущего за чертой бедности, в России выше, чем в Индии, Индонезии и Шри-Ланке. Глобальный индекс конкуренции поместил Россию на 67-е место, Индекс человеческого развития – на 66-е место. Страна продолжает зависеть от иностранных товаров, особенно высокотехнологичных, которых почти не производит.

Рост российской экономики (даже такой) неустойчив; главные его факторы – государственные расходы, прежде всего военные, и возросшие (надолго ли?) цены на энергоносители. Структура экономики и ее научно-технологический уровень не изменились и совершенно не соответствуют современным требованиям. Важнейшим ограничителем экономического роста выступают глубокие структурные диспропорции:


между сырьевыми и обрабатывающими секторами экономики;
между государственными и негосударственными секторами;
между монопольным и конкурентным секторами;
между расходами на оборону и социальную сферу и т.д.

Зависимость ВВП России от нефтяных цен угрожает национальной безопасности страны, учитывая бурное развитие новых технологий – как уже известных (сланцевая нефть, электромобили, солнечные батареи и т.п.), так и неведомых, которые, появившись, могут окончательно подорвать роль и могущество нефтедобывающих стран.

Экономический рост России ограничивают и другие факторы:


Недостаточные инвестиции в развитие инфраструктуры, в обновление производственных мощностей.
Ухудшение качества образования, старение кадров, разрушение научных школ, массовый отток специалистов за границу.
Демографический ограничитель (низкая рождаемость, высокая смертность). Кстати, Нижний Новгород относится к городам с быстро сокращающимся населением.
Поляризация общества, создающая огромные социальные риски.
Внешнеполитические факторы.
Неэффективная судебная система, рейдерские захваты предприятий, слабая, часто имитационная поддержка малого и среднего бизнеса. За год число легальных предпринимателей в России сократилось на 300 тыс. человек, а на оставшихся 5,7 млн. человек было заведено 270 тыс. уголовных дел; к ним ежегодно приходят 400 тыс. плановых проверок и еще один миллион – внеплановых. Правила ведения бизнеса многократно менялись, каждый раз в сторону ухудшения.
Без решения всех этих проблем страну ждут долгие годы застоя, в лучшем случае – очень низкие темпы роста. При этом большинство стран будут развиваться быстрее (средний темп прироста ВВП в мире в 2010–2015 гг. составил 3,8 %), постепенно отодвигая нас на обочину мирового прогресса.

Чтобы этого не произошло, нужны решительные реформы. И не на словах, а на деле. Но кто их осуществит?

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)