Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин начал цикл публичных лекций
Теперь лидер республиканской уммы по пятницам в Галеевской мечети рассказывает слушателям об исламе. Курс муфтий открыл лекцией о науке вероубеждения — акыде.
Ильнур Ярхамов — Казань
После вечерней молитвы в Галеевской мечети более 50 мусульман собрались в зале вокруг муфтия Камиля хазрата Самигуллина. Он попросил верующих, что если у них возникнут вопросы, то следует задавать их после лекции, но не походу её.
Выступление Камиль Самигуллин начал с рассказа книги «Акыда ат-Тахави», изданной в Казани в 1902 году шейхом и татарским богословом Галимджаном Баруди.
Если мировоззрение мусульманина не соответствует исламской акыде, то его поклонения и добродетель не будут приняты Всевышним. Изучение этой науки позволяет человеку молиться сознательно. Акыда определяет образ жизни мусульманина. В то же время наука эта — глубокая и сложная для простого обывателя, и неверное ее толкование может отбросить человека далеко от истины.
Книга использовалась в начале 20 века как учебное пособие в казанском медресе «Мухаммадия».
— Когда книга была издана, Баруди сам её проверил. Исправил все ошибки. В начале книги он привёл свой санад — это цепочка авторитетных и проверенных передатчиков до шейха Галимджана Баруди, — рассказывал муфтий. Затем он перечислил длинный список имён шейхов и имамов, которые были источниками для татарского богослова. А после отметил, что в начале 20 века казанские книги были в почёте в исламском мире и считались редкой ценностью.
Далее муфтий перешёл к биографии имама Абу Джагфара ат-Тахави. Он рассказал, что религиозный деятель родился в 239 году по Хиджре (853 год по Григорианскому календарю) в деревне Таха, что рядом с Каиром. Средневековый деятель вырос в семье мусульманских интеллектуалов.
Отец был ученым, а мать Умм Тахави (Ухт Музани) — ученицей великого мусульманского деятеля и основоположника шафиитского мазхаба имама Шафии. Брат Умм Тахави являлся самым ближайшим соратником имама Шафии.
В 29 лет Джагфар ат-Тахави отправляется в Сирию, чтобы учиться мусульманским наукам у главного судьи Дамаска Абу Хазима Абдулхамида ас-Сукуни. По словам муфтия Камиля Самигуллина, наибольшее влияние на молодого средневекового ученого произвёл кадый Ахмад ибн Гимран. Благодаря общению с ним и совместным занятиям, ат-Тахави оставляет шафиитский мазхаб и переходит в ханафитский. Теперь он становится последовательным и ярким защитником основ и позиций ханафитского мазхаба.
— Ат-Тахави отличался среди мусульман огромным знанием и отречённостью от этого мира. Он был завершающей цепью в череде самых великих ученых ханафитского мазхаба в Египте. Он был сведущ в вопросах всех других мазхабов (маликитский, шафиитский и т.д.), — рассказывал муфтий.
Сегодня труды ат-Тахави читаются в мечети Стамбула «Аль-Фатих» и этой традиции уже более 400 лет. Умер мусульманский средневековый богослов в возрасте 80 лет в Египте.
— Ат-Тахави сам был докозательством ислама, человек, при виде него, сразу же вспоминал об исламе, хотел принять веру. Основоположник ханбалитского мазхаба Ахмад ибн Ханбал говорил о ат-Тахави: «Лучшие рабы Аллаха те, на кого ты смотрим и вспоминаем об Аллахе», — привел цитату лидер татарстанской уммы.
Камиль Самигуллин рассуждал, что в средние века на арабо-исламском Востоке имамы, муфтии, кадые и другие религиозные деятели были в почёте султанов, ат-Тахави не был исключением.
В качестве примера хазрат привёл случай с имамом Камаль Пашой и турецким султаном Салимом.
— Они отправились в Египет, чтобы перевести наследие из Каира в Стамбул. Имам на своей лошади ускакал вперёд и грязь от копыт попала на чапан султана. Салим снял его с себя попросил сохранить чапан, не мыть его, он верил, что в таком случае чапан ему принесёт удачу. «Гряз из-под копыт лошади имама — это достоинство для меня», — говорил муфтий.
Отметим, что до Камиля Самигуллина в Галеевской мечети уже выступали имам Тимергали хазрат Юлдашев, советник муфтия по шариатским вопросам Булат хазрат Мубараков. Вчерашняя лекция была первой для муфтия. Следующая пройдет через неделю в пятницу.