Татьяна Григорова: Я привыкла считать в миллиардах
— Когда в парламенте обсуждают городской бюджет, мне кажется, что вы его весь знаете наизусть. Это действительно так?
— Работа моя такая. Когда задают вопрос по бюджету, конечно, все цифры наизусть я не помню, но приблизительно могу сказать. Работаем каждый день с этим. Естественно, надо ориентироваться.
— Когда работаете над бюджетом, не боитесь ошибиться, одна запятая не там, и миллиарды могут превратиться в миллионы или наоборот?
— Нет. Когда каждый день это делаешь, уже не боишься ошибиться потому, что это уже как «на автомате». Другой вопрос, для меня уже тысяча рублей, и даже миллионы — это «копейки». Мы уже привыкли в миллиардах считать! В тысячах разговор не ведем — округляем до миллиарда. Тут уже не так сложно ошибиться.
— Сколько времени нужно, чтобы подготовить городской бюджет на год?
— Это сложная и длительная процедура. Начинается она с мая месяца. В мае выходит распоряжение администрации города о формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. И департамент финансов начинает считать с июня доходы, потом начинаем формировать расходы. Над бюджетом работаем с мая и до момента его принятия — до декабря. Так получается, что большую часть года мы формируем бюджет. При этом параллельно мы его и исполняем. Вот только сейчас мы приняли бюджет на 2018 — 2020 годы. Отдохнем немножко, подведем итоги 2017 года и начнем готовиться к формированию нового финансового документа.
— С бюджетом какого года можно сравнить бюджет — 2018?
— Наверное, можно сравнить с 2017 годом. По объемам, по цифрам, по предполагаемым поступлениям из вышестоящих бюджетов. В 16-ом году у нас резко изменились доходные поступления, произошли изменения законодательной базы, нормативы отчислений изменились. Пошел процесс по изменению кадастровой стоимости земельных участков — земля стала «падать». В 17-ом все это более-менее «устаканилось», и бюджет на 18 год формировали, если брать доходную базу, то практически на уровне 17 года. Ожидаем в объемах, не меньших 2017 года, поступления из вышестоящих бюджетов: это областной дорожный фонд с федеральным софинансированием, программа «Безопасные и качественные дороги», продолжение реализации федеральной целевой программы «Комфортная городская среда». А в лучшем случае — даже больше в 18 году. И расходные полномочия города в бюджете на 18 год в объемах на уровне 17 года, либо чуть побольше. Практически одинаковый бюджет пока что.
— Часто говорят, что Липецк обделяют. Потратить все налоги на себя город не может, приходится отдавать в вышестоящие бюджеты. Вы согласны с этим?
— Я не соглашусь. Так прямо говорить, что Липецк обделяют, нельзя. Очень часть отдельные представители депутатского корпуса говорят о том, что неправильно выстроены межбюджетные отношения с областью и муниципалитетами. Что в область идут все доходы, а нам очень мало отчислений остается. Конечно, если смотреть однобоко, и говорить о том, что вот у города Липецка такая доходная база, у нас нет отчислений от дохода на прибыль, у нас маленькие отчисления от налога на доходы физических лиц. Этого мало, этого мало, этого вообще не хватает... Да, конечно, нам не хватает доходов. Я думаю, что по доходам и расходы — чем больше доходов, тем будет больше их не хватать, больше хочется расходовать.
Но ведь бюджет-то он единый. И федеральный, и областной, и местный бюджет, и есть такое понятие, как межбюджетное регулирование. Если мы говорим о том, сколько к нам приходит средств из вышестоящих бюджетов — это львиная доля. Это более 50% нашего бюджета. Для того чтобы нам дать эту межбюджетку, она же должна за счет чего-то образоваться. Поэтому говорить о том, что город Липецк обделяют нормативными отчислениями, так нельзя. Дадут нам нормативных отчислений больше, меньше будет субсидий, скажем, из дорожного фонда, либо на строительство школ, либо на строительство детсадов.
Вот буквально сейчас к нам пришли деньги из федерального бюджета на ремонт Петровского моста. В следующем году еще порядка 300 миллионов Федерация планирует выделить на эти цели. А если нам отдадут, к примеру, какой-то процент отчислений по налогу на прибыль, мы можем уже ничего не получить из федерального бюджета. И должны будем делать все сами. Сможем ли? Другой вопрос.
— Бюджет развития Липецка на будущий год вас устраивает?
— Я думаю, что начиная с 17 года, да. Устраивает. Бюджет развития нашего города резко возрос. Опять же отмечу, в том числе и за счет львиной доли межбюджетных трансфертов. За счет помощи федерального бюджета. За счет областного бюджета. А мы в свою очередь вынуждены изыскивать свои средства, мы же должны обеспечивать условия софинансирования. У нас есть стимул! Мы стараемся, мы пополняем доходную базу. В этом году на развитие города ушло более 3-х миллиардов рублей. Полтора миллиарда — это только капитальный ремонт дорог. Остальные средства — это строительство школ и детских садов, расселение аварийного жилья и другое. У нас значительный бюджет развития.
— Почему-то часто упоминая о дефиците бюджета, говорят об этом с негативным оттенком. А как вы относитесь к дефициту бюджета?
— Это совершенно нормальная бюджетная история. Ведь Бюджетный кодекс неспроста предусматривает дефицит бюджета и источники его покрытия. Поэтому, это нормально. Хорошо, конечно, когда бюджет бездефицитный, то есть доходы полностью покрывают расходы. Но поверьте, почти за 25 лет своей деятельности в финансовой сфере, я никогда еще не видела, чтобы кто-то принимал бездефицитный бюджет. Дефицит — это вполне рабочее состояние бюджета. Страшно было бы, если бы был дефицит, и не было источников его покрытия. Вот это страшно. А когда все в плановом порядке, тут ничего страшного нет. Мы работаем, самое главное, чтобы этот дефицит не превышал возможно допустимую норму. У нас эта норма соблюдена четко, мы за этим следим. Это нормально, это правильно!
— Предельно допустимая норма дефицита 10%. В липецком бюджете сейчас сколько?
— Сейчас около 8%. Одним из основных направлений бюджетной политики города является сокращение муниципального долга и дефицита бюджета. И мы работаем и в этом направлении. Вот уже третье уточнение бюджета подряд мы дополнительно полученные доходы направляем на сокращение дефицита. Если у нас еще летом был практически максимальный дефицит, мы приблизились к 10%, то сейчас, я повторюсь, при последнем уточнении бюджета, декабрьском, у нас дефицит составляет где-то около 8%. Мы его снижаем.
— Величина муниципального долга вас не беспокоит?
— Нет, не беспокоит. Наш фактический муниципальный долг 2,7 миллиарда рублей. Мы не выходим за допустимые пределы. Бюджетный кодекс говорит, что муниципальный долг не должен превышать объем налоговых-неналоговых доходов. (Примечание: для Липецка это 4,3 миллиарда рублей). Если брать в процентном отношении, долг города составляет порядка 60%. Это нормальная допустимая доля. Мы делали аналитику по ряду городов ЦФО. В большинстве из них долг приближен к 100%. На фоне соседей мы выглядим очень неплохо. Я хочу сказать, что в существующих экономических условиях— это нормально.
— Сейчас много говорят о привлечении инвестиций, причем речь идет о миллиардных суммах. Но все это может лечь большой нагрузкой на бюджет. Как вы к этому относитесь?
— Тут все зависит от того, какую модель выбрать. Посыл нашего руководства все больше использовать в работе схему концессионных соглашений, муниципального частного партнерства. И здесь угрозы для бюджета нет, наоборот, это в какой-то мере является поддержкой для бюджетной составляющей.
Гарантийные обязательства — вот нагрузка на бюджет. Мы стараемся минимизировать практику выдачи муниципальных гарантий. Хотя это также вполне законный рабочий инструмент, но, если и выдавать гарантии, то очень четко нужно понимать и выбирать то юридическое лицо, которое устойчиво, которое сможет выполнять все то, что запланировало. Единственный для меня, как для финансиста, минус в том, что мы будем просто отвлекать средства бюджета, «живые» деньги будут «висеть», мы их не можем расходовать. Однако и в этой ситуации можно найти выходы.
— Но бюджет не получит какие-то платежи. Они пойдут инвестору.
— Мы никогда не пойдем на заключение концессионного соглашения, которое будет «минусовым», не выгодным для нас. Да, возможно, с одной стороны, мы чего-то недополучим, а с другой стороны, мы никогда не сможем сразу вложить миллиарды в какой-то объект, а инвестор сможет. Если мы возьмем всю нагрузку на себя, то она для нас растянется минимум на 5-10 лет. А инвестор пришел, вложил одномоментно, и через полтора — два года будет построен и введен в эксплуатацию нужный нам объект. Естественно, он должен отрабатывать свои деньги, вложенные в этот объект. Когда считаешь все плюсы — минусы, то для бюджета такой вариант лучше. Ведь потом этот объект переходит в нашу собственность, и мы уже начинаем на нем зарабатывать.
— За счет чего еще можно увеличить доходы казны?
— В первую очередь — это земля и имущество, которое не поставлено на налоговый учет. Сейчас об этом везде ведется речь. Поэтому в настоящее время специалистами проводятся работы по выявлению неучтенных земельных участков, либо используемых не по назначению, с целью дальнейшего вовлечения их в хозяйственную деятельность.
Также имущество, в том числе имущество физических лиц. Очень много объектов незавершенного строительства, например, жилые частные дома. И федеральный законодатель наконец-то отнес и этот недострой к объектам налогообложения. Мы сейчас поправим эту ситуацию.
Кроме того, когда мы принимали новое положение о налоге на имущество физических лиц, инвентаризационная стоимость недвижимости прекратила свое действие уже с 1 марта 2013 года. С 13 по 17 год включительно сложился вакуум в налогообложении данного имущества физических лиц. Когда новая квартира, приобретенная в 2013 году, уже не имела инвентаризационной стоимости, а кадастровой еще не облагалась. Очень много помещений, которые попали в этот вакуум, и мы их просто не могли облагать налогом. С 2018 года новая кадастровая стоимость на все эти помещения есть. Где-то порядка 60 миллионов пойдет дополнительно в бюджет от этих помещений.
— Вы сравнивали бюджет Липецка с бюджетами городов похожих на Липецк?
— Если мы говорим о десятке городов близких нам по структуре, по численности населения, мы, можно сказать, в пятерке среди соседей по ЦФО. Мы одни из лидеров, честно скажу, и по нормативной базе, и по доходности, и по межбюджетным отношениям. Говорить, что у нас так все сложно и плохо с бюджетом города — никогда не скажу! Мы входим в сообщество финансистов муниципальных образований. Часто ездим на форумы и совещания в другие города, общаемся с коллегами. Изюминка этих совещаний —обмен практикой. Также у нас налажено онлайн-общение. Какая-то проблема возникла, отправили в другие города запрос, они нам о своей практике решения проблемы рассказали. Находим выход вместе. Очень многому учатся у нас, нашей практике.
— То, что вы женщина на должности главного финансиста мэрии — это для вас плюс, вы пользуетесь тем, что можно показать свою слабость. Или минус, мужчины могут вас не воспринимать всерьез?
— Я об этом не задумывалась. У нас в администрации такие понятливые мужчины, что не просто не спорят — с ними очень легко наладить диалог. Где-то, может, улыбнуться. Если серьезно, эта команда: глава города, его замы, руководители департаментов, сейчас она настолько слаженная, что понимаем друг друга иногда с полуслова. И нет проблем, если действительно что-то нельзя — объяснишь — коллеги понимают, но, вместе с тем, у нас стоит такая задача, если руководство сказало — надо. Надо найти такие пути решения этой проблемы и сделать. Но и не выйти за рамки закона.
— Женщины часто жалуются на то, что денег не хватает. Какой профессиональный совет им можно дать?
— Нужно всегда уметь расставлять приоритеты. Получил зарплату: на то, на то, на то и хоп! Вроде бы до следующей зарплаты еще время есть, а денег уже нет. Наверное, нужно сесть и составить свой домашний бюджет. Понять: какие у тебя доходы, какие у тебя расходы и расставить приоритеты: от чего ты можешь отказаться, отнести на другое время, а что обязательно нужно. Каждой женщине и каждому мужчине, наверное, которые не умеют экономить, нужно научиться расставлять приоритеты. Моя профессия, моя должность меня этому научила — расставлять приоритеты. Если я понимаю, что я что-то очень хотела, но сегодня я этого не могу себе позволить и без этого я могу прожить, я очень легко от этого отказываюсь. Буквально через два дня даже забываю о том, что я хотела, но у меня не получилось. А значит, не так это было и необходимо...
Текст: Татьяна Ермишина
Фото: Павел Покидов