Литераторы и журналисты высказали свой протест из-за слов Бортникова о репрессиях
Более 80 членов ассоциации «Свободное слово» и присоединившихся к ним литераторов высказали свой протест в связи с недавним интервью директора ФСБ РФ Александра Бортникова, в котором он говорит о периоде сталинских репрессий. Открытое письмо литераторов опубликовано на сайте Colta.
Авторы письма называют высказывания Бортникова попытками оправдать государственный террор и считают это недопустимым. Заявления директора ФСБ в обращении названы важным этапом «в кампании по реабилитации деятельности чекистов», стремлением «открыто вывести процесс ползучей сталинизации на государственный уровень».
«А. В. Бортников именует государственный террор „перегибами“, а среди его жертв упоминает только сотрудников самих органов, попавших под „чистки“. […] Такой подход является надругательством над памятью бесчисленных погибших и лагерников — великих писателей, ученых, военачальников, артистов и безвестных тружеников, чьи имена возвращаются из забвения ценой подвижнического труда, вопреки сопротивлению сегодняшних чекистов, до сих пор отказывающих исследователям и гражданам в допуске к своим архивам. Мы призываем всех, кто не хочет возрождения тоталитарных традиций прошлого, присоединить свой голос к протесту. Это не должно повториться никогда», — сказано в заявлении, которое в числе прочих подписали писатели Светлана Алексиевич, Денис Драгунский, Людмила Улицкая, Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), Виктор Шендерович.
Интервью главы ФСБ Александра Бортникова было опубликовано в «Российской газете» 20 декабря и приурочено к 100-летию со дня образования ВЧК. Бортников, в частности, заявил, что многие репрессированные были действительно виновны. «Большое количество фигурантов тех дел — это представители партноменклатуры и руководства правоохранительных органов, погрязшие в коррупции, чинившие произвол и самосуд», — заявил глава ФСБ.
В минувшую пятницу с критикой интервью и открытым письмом выступили академики и членкоры РАН. В коллективном письме ученые отмечают, что «впервые после XX съезда КПСС одно из высших должностных лиц нашего государства оправдывает массовые репрессии 1930–40-х годов», и напоминают, что этот период сопровождался «неправосудными приговорами, пытками и казнями сотен тысяч ни в чем не повинных наших сограждан». Репрессии затронули и научное сообщество, говорят академики: «Расстреляны или погибли в лагерях тысячи ученых и инженеров, что принесло непоправимый вред отечественной науке и технике». По их словам, в России до сих пор мало кто представляет, «какое огромное количество замечательных ученых, продвинувших науку в самых разных областях, было уничтожено в расцвете своей деятельности». Кроме того, ученые напоминают об уничтожении высшего командного состава Красной армии, массовых депортациях и «миллионах советских людей, которые оказались в тюрьмах и лагерях».