СМИ: модернизировать аэропорт Нового Уренгоя будет фирма Вексельберга за 10 млрд рублей
«Аэропорты регионов», входящие в «Ренову» Виктора Вексельберга выиграют конкурс правительства ЯНАО на передачу в концессию на 30 лет аэропорта Нового Уренгоя (26-й в России по трафику: 896 тыс. пассажиров в 2016 году, 443,5 тыс. — в первом полугодии 2017 года, рост 7% год к году). Такой прогноз сегодня дает газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники. На концессию, как известно, кроме «Аэропортов регионов», претендует «Новапорт» Романа Троценко. Итоги официально могут быть подведены на этой неделе, но уже понятно, что финансовые условия структуры Вексельберга заметно лучше. Об этом газете рассказали человек, близкий к организатору конкурса, и человек, близкий к «Новапорту».
На первом этапе концессионер должен путем реконструкции аэровокзала или строительства нового обеспечить пропускную способность терминала 800 пассажиров в час (сейчас — не выше 200) и реконструировать аэродром. В терминал «Новапорт» и «Аэропорты регионов» предложили вложить почти одинаковые суммы — 7 млрд и 7,2 млрд рублей соответственно, говорится в конкурсной документации, с которой ознакомились «Ведомости». На аэродром правительство ЯНАО готово дать инвестору грант максимум 3,3 млрд рублей, претендент мог его уменьшить: «Аэропорты регионов» согласны на концессию без гранта, а «Новапорт» запросил 1,9 млрд рублей — это самый весомый критерий конкурса.
Бороться за реновацию аэропорта Нового Уренгоя будут структуры Вексельберга и Троценко
Второй важнейший критерий: платеж правительства за последующий капитальный ремонт аэродрома — его максимум был 1,96 млрд рублей, «Аэропорты регионов» от него отказались, а «Новапорт» снизил до 980 млн рублей. Таким образом, финансовое предложение «Аэропортов регионов» почти на 3 млрд рублей выше, чем у «Новапорта».
Это будет вторая аэропортовая концессия в России — первая состоялась в 2011 году, когда правительство Санкт-Петербурга отдало в концессию «Пулково». Представитель «Аэропортов регионов» от комментариев отказался. При этом инвестор разово платит правительству ЯНАО за право концессии 5,25 млн рублей, а минимум 5% от выручки аэропорта (один из критериев, «Новапорт» предложил отдавать 10%, «Аэропорты регионов» — 15%) платит только тогда, когда трафик аэропорта Нового Уренгоя превысит 1,65 млн пассажиров в год. Для сравнения: концессионер «Пулково» вносит фиксированный платеж концеденту и процент от выручки — в 2014 году плата составила 572 млн рублей (более поздних данных нет).
«ЯНАО — богатый регион, правительство ставило целью не заработать на активе, а привлечь качественного профильного инвестора. Условия конкурса для инвесторов очень привлекательные», — говорит человек, близкий к «Новапорту». При этом до 1,65 млн человек трафик в перспективе семи лет не вырастет, добавляет собеседник. Это второе приобретение «Аэропортов регионов» в этом году: летом он купил на аукционе Камчатского края 51% аэропорта Петропавловска-Камчатского (35-е место в России, 618 тыс. пассажиров в 2016 году), обязавшись вложить в новый терминал свыше 7 млрд рублей. Это предложение на несколько миллиардов рублей превысило заявку «Новапорта».
Замглавы Ямала рассказал, что ждет в 2018 году главные инфраструктурные проекты округа
«„Аэропорты регионов“, похоже, сменили стратегию, ранее они не бились за активы с таким серьезным повышением цены», — говорит человек, близкий к «Новапорту». Возможно, акционером поставлена задача роста, ведь в 2012 году «Аэропорты регионов» были крупнейшим региональным холдингом, а сейчас только третьи, добавляет собеседник. Крупнейшие региональные аэропорты в России уже имеют профильных инвесторов, не приватизированными активами с трафиком свыше 1 млн человек в год остаются аэропорты Казани, Уфы и Иркутска (привлекать инвестора планирует только Иркутская область). Менеджеры всех аэропортовых холдингов рассказывали ранее, что серьезных активов не осталось и расти теперь можно только за счет второстепенных аэропортов. Ранее такие активно скупал только «Новапорт». «Трафик аэропорта Нового Уренгоя близок к 1 млн человек — хороший показатель. К тому же ЯНАО — богатый и развивающийся регион. Это понятные инвестиции», — говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Петропавловск-Камчатский — маленький аэропорт, платежеспособный спрос на Дальнем Востоке невелик — и тот поддерживается субсидиями, рассуждает эксперт, но холдингам особо некуда инвестировать: в России всего 63 федеральных аэропорта с трафиком свыше 100 тыс. человек.